Техническая возможность установки приборов учета критерии. Минрегион определил, какие дома нельзя поставить на счетчик

Для исключения нарушения законодательства при расчете платы за коммунальные услуги Минрегион России сообщает следующее.

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (вступают в силу с 1 сентября 2012 года).

Согласно указанным Правилам, объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, предусмотрено рассчитывать и распределять между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. (В настоящее время при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и нормативов потребления коммунальных услуг (для тех лиц, индивидуальные приборы учета у которых отсутствуют) распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме вне зависимости от наличия в помещении индивидуального прибора учета потребления ресурса.)

Также сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирных домах обязаны установить приборы учета используемой воды и электрической энергии до 1 июля 2012 г., газа - до 1 января 2015 г. Неустановление таких приборов учета в указанные сроки является нарушением закона. Кроме того, многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года, должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) и индивидуальными приборами учета всех используемых ресурсов.


МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 марта 2012 г. N 5243-АП/14

6 мая 2011 г.постановлением Правительства Российской Федерации N 354 утверждены изменения, которые вносятся вПравила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее - Правила). Данные изменения вступили в силу в июне 2011 г.

В соответствии с изменениями, внесенными вПравила , при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и нормативов потребления коммунальных услуг (для тех лиц, индивидуальные приборы учета у которых отсутствуют) распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме вне зависимости от наличия в помещении индивидуального прибора учета потребления ресурса.

Также постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утвержденыПравила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - новые Правила), которые в настоящее время не вступили в законную силу.

Согласно новымПравилам объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, предусмотрено рассчитывать и распределять между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с Федеральнымзаконом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирных домах обязаны установить приборы учета используемой воды и электрической энергии до 1 июля 2012 г., газа - до 1 января 2015 г. Неустановление таких приборов учета в указанные сроки является нарушением закона.

Кроме того, многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года, должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) и индивидуальными приборами учета всех используемых ресурсов.

Для исключения нарушения законодательства при расчете платы за коммунальные услуги и в целях соблюдения обязанности, предусмотренной Федеральнымзаконом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прошу довести сведения до руководителей всех предприятий и организаций жилищно-коммунальной сферы и для информирования населения.

1. Письмо Минрегиона РФ от 07.12.2010 г. №41190-ИБ/14 (отменено, читайте дальше)


ПИСЬМО
от 7 декабря 2010 г. N 41190-ИБ/14


Министерство регионального развития Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями организаций водопроводно-канализационного хозяйства по вопросу разъяснения положений статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261­-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 указанного Закона с 1 июля 2010 года организации, которое осуществляют снабжение водой или передачу ресурса и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов (далее - ресурсоснабжающие организации), подлежащих в соответствии с требованиями данной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Учитывая требования к местам установки приборов учета, определенные пунктом 1 рассматриваемой статьи, и положения в части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, ресурсоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации только коллективных (общедомовых) приборов учета в местах подключения объектов (многоквартирных домов) к централизованным системам водоснабжения, либо в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических и коммунальных ресурс он и принадлежащих на праве собственности, или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании, разным лицам.

В зависимости от способа управления многоквартирным домом (статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) лицами, которые могут обратиться к ресурсоснабжающей организации с целью заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета, являются:
- при непосредственном способе управления - собственники помещении в многоквартирном доме;
- при управлении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом - товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив соответственно;
- при управлении управляющей организацией - соответствующая управляющая организация.

Согласно требованиям статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128­-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений. Деятельность по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета лицензированию не подлежит.

Примечание редактора: Федеральный закон от 08.08.2001 г. №128­-ФЗ утратил силу.
, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 г. №99-ФЗ.


Директор Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
И.Л. Булгакова


2. Письмо Минрегиона РФ от 27.10.2011 г. № 29432-АП/14

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 октября 2011 г. N 29432-АП/14


Министерством регионального развития Российской Федерации в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направлялось письмо от 7 декабря 2010 г. № 41190-ИБ/14 по вопросу разъяснения положений статья 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 5.3.1.16 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов. При этом согласно пункту 5.4 Положения ФАС России обобщает и анализирует практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, разрабатывает рекомендации по применению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного Минрегион России отзывает письмо от 7 декабря 2010 г. № 41190-ИБ/14. За разъяснениями по вышеуказанным вопросам необходимо обращаться в ФАС России.

А.А. ПОПОВ

3. Информация ФАС России

Ресурсоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельности по установке, замене, эксплуатации коллективных и индивидуальных приборов учета энергоресурсов


В Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) поступило письмо Минрегион России от 07.12.2010 № 41190-ИБ/14, в котором даны разъяснения по применению Закона об энергосбережении.

Разъяснения касались требований к местам установки приборов учета энергетических ресурсов. При этом в письме было указано, что «ресурсоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации только коллективных (общедомовых) приборов учета в местах подключения объектов (многоквартирных домов) к централизованным системам водоснабжения».

Между тем, по мнению ФАС России, исходя из понимания положений Закона об энергосбережении на ресурсоснабжающую организацию возложена обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации как коллективных (общедомовых) приборов учета в местах подключения объектов (многоквартирных домов) к централизованным системам энергоснабжения, так и индивидуальных приборов учета энергоресурсов.


Кроме того, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» к ведению ФАС России отнесены полномочия по контролю за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов. При этом в соответствии с положениями пункта 5.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2006 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации» ФАС России наделена полномочиями по обобщению, разработке рекомендаций по применению и анализу практики применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности. Таким образом, именно ФАС России является органом, уполномоченным давать разъяснения по вопросу установки приборов учета в рамках предоставленных полномочий.

Основываясь на изложенном, ФАС России направила требование об отзыве письма Минрегиона России. Требование было исполнено. В адрес органов исполнительной власти направлено письмо от 27.10.2011 №29432-АП/14 об отзыве письма от 07.12.2010 № 41190-ИБ/14.

Счетчики для воды:

Водосчётчики квартирные ITELMA созданы на европейском оборудовании по лицензии компании SIEMENS,ведущего производителя бытовой и промышленной техники. Вся наша продукция сертифицирована.

(WFK2 - водосчетчик для холодной воды, WFW2 - водосчетчик для горячей воды). Устанавливаются для учета потребления воды в системах водоснабжения любого типа.

Установив квартирные водосчетчики , вы значительно сэкономите средства на оплату потребляемой воды. Немаловажным фактором, влияющим на экономию средств, является выбор прибора учета. Надежный прибор учета не потребует дополнительных вложений на ремонт, внеочередную поверку или замену. Выбирая водосчетчик, помните, что главный эксплуатационный критерий - это надежная, долговечная, точная работа прибора.

Что входит в стандартную установку счетчиков расхода воды?

КОМПЛЕКТ СТАНДАРТНОЙ УСТАНОВКИ СЧЕТЧИКА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

  • необходимые фитинги (до 2 позиций);
  • металлопласт до 50 см (наиболее гибкий материал, который позволяет установить счетчик в труднодоступных местах);
  • одну контрольную пломбу.

Работы по стандартной установке счетчика включают в себя:

  • срез трубы;
  • монтаж комплекта стандартной установки счетчика;
  • пломбировка узла учета;
  • оформление комплекта документов с передачей его клиенту.

Перечисленные материалы и работы входят в стоимость стандартной установки счетчика.

Доводы в пользу установки счетчиков воды

Установив у себя в квартире счётчики воды, каждый может рассчитывать на значительную экономию в оплате потребляемой воды. Среднестатистический москвич потребляет в среднем 3-4 м 3 холодной и 2,5-3 м 3 горячей воды в месяц, а платит за 11,68 м 3 ! Половину коммунального платежа по нормативной ставке граждане платят за воду, которую не использовали. Установив у себя дома счётчики холодной и горячей воды, вы сможете использовать воду, оплачивая только её фактическое потребление!

Безусловно, установка счетчиков воды - услуга платная, и на покупку и установку счетчиков придется потратить определенную сумму, но счетчики устанавливаются на длительный срок, а окупаются, например, для семьи из 5 человек менее чем через полгода.

Еще одна причина для установки счетчиков воды – массовые неплатежи жильцов дома. Из-за этого коммунальные службы, пытаясь компенсировать свои затраты, начинают «раскидывать» неуплаченные деньги на счета добросовестных плательщиков.

Реформа ЖКХ предусматривает повсеместный перевод своих структур на учет воды и оплату в соответствии с реальным, а не средним расходом воды потребителями. К примеру, в Москве с 2003 года все сдаваемые дома в обязательном порядке должны быть оснащены квартирными счетчиками воды (водосчетчиками).

Применение счётчиков воды

Применяются для учета водопотребления в системах водоснабжения любого типа - в индивидуальных домах, в квартирах, офисах, административных зданиях.

Типичными пользователями являются:

  • индивидуальные потребители;
  • эксплуатирующие организации (ДЕЗ, РЭУ, ЖСК, ТСЖ);
  • строительные организации.

Для поквартирного учета воды обычно используются водосчетчики диаметром 15-20 мм, как правило, это одноструйные приборы. Они наиболее оптимальны по соотношению «цена-качество».

Главными отличиями водосчетчиков горячей воды от счетчиков холодной воды являются применение счетчиков из более стойких материалов и с более высокой степенью допустимой погрешности.

Важнейшими характеристиками при выборе счетчика воды являются:

  • присоединительный диаметр трубопровода (Ду);
  • монтажная длина трубопровода;
  • регистрация прибора в Государственном реестре средств измерений Госстандарта РФ;
  • класс точности водосчетчика;
  • возможные монтажные варианты использования данного водосчетчика.

Монтажная длина водосчетчика имеет особенное значение для одноструйных моделей, на правильность показаний которого значительно влияет турбулентность потока. Для этого после запорной арматуры, переходников, фильтров предусматривается прямой участок трубопровода длиной 3-5 Ду перед водосчетчиком и 1 Ду после счетчика. В связи с этим приборы учета воды с Ду 15-20 мм и монтажной длиной 130 мм и более могут устанавливаться без включения впереди и после них дополнительных патрубков.

Класс точности водосчетчика определяется уровнем допустимой погрешности, с которой может работать прибор при номинальной мощности потока. Для поквартирного учета питьевой воды допускаются водосчетчики класса А (±1%) для холодной и класса В (±2%) для горячей воды.

При принятии решения об установке счетчиков воды важно помнить, что установку и дальнейшее техническое обслуживание водосчётчиков должны проводить специализированные организации. Профессионализм сотрудников выбранной организации станет гарантией того, что счетчик будет служить долго и без проблем.

Принцип работы квартирного водосчетчика

Счетчик воды (горячей или холодной) используется для измерения количества воды, которая протекает через трубопровод. Водосчетчики по принципу действия можно разделить на тахометрические, вихревые, ультразвуковые, электромагнитные (используются в промышленности). По конструктивному исполнению они подразделяются на раздельные и компактные. По количеству обслуживаемых трубопроводов счетчики воды делятся на одноканальные, двухканальные и многоканальные.

Широкое применение нашли тахометрические счетчики воды, в устройстве которых имеется механизм (тахометр), который приводится в действие посредством прохождения через него потока воды. Поток воды воздействует на лопатки или на турбины, вызывая их вращение. Вращение передается на счетный механизм, суммирующий расход воды.

Тахометрические счетчики воды разделяются на несколько подтипов:

  • турбинные
  • одноструйные
  • многоструйные

Турбинные механические счетчики используются для измерения потребления холодной или горячей воды в системах водоснабжения различного типа, системах автоматического контроля, регулирования и управления технологическими процессами и других сфер деятельности, требующих учета потребляемой воды. Устанавливаются на входах систем водоснабжения промышленных предприятий, многоэтажных домов и в системе водоканалов.

Одноструйные счетчики воды - это сухоходные счетчики, принцип работы которых основан на измерении числа оборотов крыльчатки, вращающейся под действием единого потока воды в трубопроводе. Вращение крыльчатки передается на индикаторное устройство посредством магнитных муфт. Счетный механизм сухоходного счетчика защищен от воздействия воды, что обеспечивает долговременную стабильность измерений.

Достоинства сухоходных счетчиков:

  • конструкция прибора обеспечивает защиту от внешнего магнитного поля (антимагнитная защита счетчика воды);
  • все приборы могут быть оснащены импульсным выходом, что обеспечивает возможность дистанционного считывания показаний (модуль импульсного выхода устанавливается внутрь корпуса счетчика воды).

Многоструйные счетчики воды отличаются от одноструйных тем, что поток воды перед попаданием на лопасть крыльчатки делится на несколько струй. Благодаря этому значительно снижается погрешность турбулентности потока.

Достоинства многоструйных счетчиков:

  • минимальные трудозатраты при демонтаже и монтаже во время проведения периодических поверок (поверке подлежит только верхняя легкосъемная часть счетчика воды);
  • через дополнительные переходные втулки лицевая панель счетчика устанавливается на уровень декоративной поверхности);
  • все счетчики воды могут быть оснащены импульсным выходом, что обеспечивает возможность дистанционного считывания показаний (модуль импульсного выхода устанавливается внутрь корпуса счетчика воды).

Также водосчетчики можно разделить на счетчики воды мокрого и сухого типа. Счетчики воды мокрого типа являются самыми простыми, но, тем не менее, достаточно эффективными. Механизм счетчиков воды мокрого типа не изолирован от протекающего через счетчик потока. Плюсами данных счетчиков является их дешевизна, минусом – высокая чувствительность водосчетчика к качеству воды.

Счетчики воды сухого типа не имеют данного недостатка. В сухих счетчиках механизм герметично защищен от измеряемого потока воды немагнитной перегородкой, на которой не остается отложений. Передача и фиксация показаний происходит при передаче показаний с вращающейся крыльчатки или турбины с помощью магнита, закрепленного внутри. Сухим механизмом оснащаются чаще многоструйные счетчики для более точного учета расхода воды. На одноструйных счетчиках сухой механизм устанавливается реже, что оставляет их самыми дешевыми.

Используются и счетчики воды комбинированного типа, в которых сочетаются и крыльчатый, и турбинный механизмы, размещенные параллельно. Когда напор в системе низкий, вода поступает через крыльчатый механизм учета, когда напор возрастает, поток переходит на турбинный механизм, крыльчатый механизм перекрывается клапаном. Обычно механизмы располагаются в одной плоскости.

Поверка приборов

Оплата коммунальных услуг по показаниям индивидуальных приборов учета в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», выполняется только при проведении в срок процедуры обязательной поверки.

Проверка и поверка счетчиков воды – два различных процесса. Поверка производится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

Проверка счетчика – это процесс технического обслуживания индивидуальных приборов учета водопотребления (ремонта, гарантийного обслуживания). Поверка - это метрологический процесс, по окончании которого владельцу счетчика выдаются соответствующие документы. В среднем, установленный счетчик учета воды может проработать до двенадцати лет, однако периодически (раз в четыре года для горячей воды, и один раз в шесть лет для воды холодной), счетчик необходимо поверять. Конечно, чтобы сократить расходы на поверку счетчика, абонент может сам снять прибор учета и самостоятельно доставить в метрологическую службу, но все-таки лучше доверить все процессы профессионалам.

Для чего необходима регулярная поверка счетчиков воды? Поскольку счетчик воды относится к метрологическим приборам, то обязательная поверка это процесс необходимый для определения возникающих погрешностей в работе счетчика. В метрологических службах индивидуальный прибор учета проверяют на наличие погрешностей, настраивают под те параметры, которым он обязан соответствовать, и оформляют необходимые документы, подтверждающие проведение работ. Если проведение процедуры поверки игнорировать, прибор учета считается непригодным для использования, а на квартиросъемщика возможно наложение штрафных санкций, вплоть до проведения перерасчета

Граждане, не установившие до конца года счетчики на горячую и холодную воду, отопление и электроснабжение, с 2014 года должны будут платить сверх нормативного потребления. Плата будет увеличиваться каждые полгода, соответствующие поправки в законодательство подготовило Министерство регионального развития. Они не касаются домов, в которых установка счетчиков технически невозможна.

Если в доме не установлены общедомовые и индивидуальные приборы учета, то с 1 января 2014 года за электричество, горячую и холодную воду придется платить на 10% больше норматива, свидетельствуют материалы Минрегиона. С 1 июля 2014 года это будет уже плюс 20%, с 1 января 2015 года - 40%, с 1 июля 2015 года - 50%, а с 2016 года - 60%. Эти же нормативы касаются потребления электричества и воды на общедомовые нужды.

Об установке квартирных счетчиков тепла речи не идет. Но если в многоквартирном доме есть возможность поставить общедомовой счетчик, но его нет, то жильцам придется платить с тем же повышающим коэффициентом.

Граждане могли по собственному выбору установить счетчики на воду и тепло до 1 июля 2012 года. После этого срока ресурсоснабжающие организации имеют право принудительно установить приборы и вписать их стоимость в расходы на содержание и ремонт жилья.

Согласно законодательству, в случае отсутствия счетчиков платить за электричество, воду и тепло обязаны и те, кто не прописан в квартирах. Минрегион предлагает ужесточить эту норму и обязать граждан сообщать о своей прописке, а также о прибывших гостях или арендаторах в течение пяти суток. В УК нужно подать заявление с указанием фамилии собственника и прописанного гражданина. В случае приезда гостя нужно направить в УК его фамилию и срок пребывания.

Если же собственник не уведомил о временно проживающих в его квартире гражданах, то сотрудники УК с помощью двух других жильцов могут сами установить этот факт - даже при отсутствии или нежелании владельца квартиры.

Минрегион также предлагает сделать платежки более детализированными. В частности, отдельной строкой должны прописываться расходы на общедомовые нужды. Это положение не касается тепла - оно будет учитываться одной строкой и включать плату за отопление как жилых, так и всех нежилых помещений в доме.

Внесение Минрегионом поправок совпало с совещанием у президента Владимира а, на котором глава государства раскритиковал ведомство за рост платежей с 1 января 2013 года. С этого момента начало действовать постановление правительства о новых расчетах платежей (в них указываются расходы собственников и на общедомовые нужды, а регионы устанавливают свои нормативы потребления).

«Так вот, как показывает практика, взаимосвязи между регулированием тарифов и реальной платой граждан не существует», — признал глава Минрегиона Игорь Слюняев.

По словам Слюняева, в 49 регионах граждане стали платить больше. Причем тарифы ресурсоснабжающих организаций не увеличивались: они теперь растут дважды в год - с 1 июля и 1 сентября. По словам Слюняева, тарифы управляющих компаний, тем не менее, увеличились в 21 регионе, нормативы потребления — в 9, а в 19 регионах — и тарифы, и нормативы.

Максимальный скачок цен - 225% — отмечен в двух муниципалитетах в Мурманской области.

Путин предъявил и претензию по платежам в Санкт-Петербурге. «В Петербурге в некоторых районах [квартплата] на 40 процентов выросла. Вот они, платежки», — возмущался глава государства. Помощник президента предъявила счет за некую петербургскую квартиру: там плата увеличилась с 3790 рублей до 12 570 рублей. В Москве, где в платежи не включены расходы на общедомовые нужды, ситуация лучше, доложила Набиуллина и предъявила документы на свою квартиру. «У меня в октябре было 3900, в ноябре - 4900, в декабре - 5100, в январе - 5400», — рассказала Набиуллина.

«А в Мурманске, вы говорите, в отдельных муниципалитетах на 200 с лишним процентов. С ума сошли, что ли!» — обращался Путин к Слюняеву.

Министр пытался оправдать ситуацию тем, что управляющие компании стали по желанию заполнять строку «отопление»: либо это плата в течение отопительного сезона, либо ежемесячно. «А зарплату им платят регулярно или тоже во время отопительного сезона повышают?» — спрашивал Путин.

Переплату по услугам ЖКХ нужно вернуть, распорядился президент. Глава Минрегиона в свою очередь выдвинул собственные предложения по исправлению ситуации: ограничить рост расходов по квартплате не более чем на 10-15% в год, обязать ресурсоснабжающие организации устанавливать счетчики и включать эти расходы в инвестпрограммы, а также создать коммерческих операторов учета коммунальных платежей.

Разработанные Минрегионом инициативы отражают поддержанную и правительством, и президентом идею стимулирования к установке счетчиков, рассказал «Газете.Ru» руководитель рабочей группы экспертного совета при правительстве по развитию ЖКХ, исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Андрей . «Мы готовили эти поправки с Минрегионом. Пока мы экономически не простимулируем установку приборов учета, мы не сможем вообще посчитать, сколько воды потребляется и какие потери. Говорить о модернизации в такой ситуации невозможно», — подчеркнул эксперт. По его словам, проблема состоит не в том, кто установит счетчики и оплатит их, а в том, чтобы эти приборы работали. «У нас где-то нормативы потребления завышены, где-то занижены. И там, где они занижены, в случае установки счетчиков платеж увеличивается. Вместо того чтобы экономить и бороться с протечками, управляющая компания их ломает», — привел пример Чибис.

Экономическое стимулирование к установке приборов учета правильное в принципе, но требует проработки других вопросов, указывает ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий . «Государство непоследовательно и боится социальных недовольств, поэтому для граждан санкции за неустановку счетчиков не вводили, а для организаций они есть», — напоминает эксперт.

«Могут ли до конца года все 100% потребителей установить приборы учета? Будет ли такая техническая возможность? Хватит ли приборов учета? И хватит ли у потребителей денег?» — задается вопросами юрист.

Он напомнил, что в 2010 году инициатива о повышенных коэффициентах уже обсуждалась, но в правительстве не прошла. Кроме того, платить за установку счетчиков в социальном жилье должны муниципалитеты, но в их бюджетах денег на это нет, отмечает юрист.

Централизованную установку счетчиков ресурсоснабжающими организациями Гордеев поддерживает, но оговаривается: «Предложение нужно было принимать давно. Сейчас оно не вяжется с инициативой индивидуальной установки счетчиков». «Сейчас все жильцы обязаны в течение двух дней снять показания, а УК - вычесть их из данных общедомовых приборов. Все жильцы одновременно не подают сведения, расчеты оказываются неточными», — пояснил эксперт.

Программу по вводу коэффициентов к нормативам необходимо строить жестко в привязке с установкой общедомовых приборов учета и вводить повышенные нормативы только по домам без таких счетчиков, говорит руководитель департамента по сбытовой деятельности «Российских коммунальных систем» Андрей . Иначе, по его словам, граждане установят индивидуальные счетчики быстрее общедомовых. «В зоне деятельности к настоящему времени обеспечено общедомовыми приборами учета электроэнергии 48% домов, отопления — 45%, холодной воды — 42%, горячей воды — 24% (связано с отсутствием либо разрегулированием сетей рециркуляции горячей воды)», — привел статистику Маслов. Он признал, что у ресурсоснабжающих организаций денег на единовременную установку счетчиков нет.

В компании «Евразийский» также поддерживают инициативу и указывают на проблему нехватки общедомовых счетчиков в домах. В частности, в Сочи в многоквартирных домах приборы установлены в 78,54% квартир, а общедомовые счетчики - всего в 7,5% домов. «И здесь приходится уже говорить не только и не столько об отсутствии активности граждан, сколько об их целенаправленном нежелании решать данную проблему», — полагают в компании. «Сочиводоканал» еще не начинал принудительную установку счетчиков, но уже просчитывает необходимые затраты. Разница в показаниях общедомовых счетчиков воды и квартирных в Сочи - 10,47%, подсчитали в «Евразийском». «Это средний процент потерь холодной воды в многоквартирных домах, связанный как с неустановкой счетчиков, так и с техническим состоянием коммуникаций», — отметили в компании. Эти убытки ложатся на поставщиков воды, УК и ТСЖ.

В «Евразийском» считают, что в поправках Минрегиона необходимо уточнение ситуации, при которой на многоквартирном доме установлен общедомовой счетчик, а в квартирах (нескольких или всех) их нет. Уточнить следует и ответственность сторон при приемке счетчиков, их эксплуатацию и сохранность. В компании напомнили, что штрафы за несоблюдение закона об энергоэффективности были введены 3 года назад, но ни одного судебного дела еще не рассматривалось.

Вода / Счетчики холодной и горячей воды

Каковы требования к организации, устанавливающей счетчики воды? Может ли счетчики воды ставить индивидуальный предприниматель? Можно ли поставить счетчик воды самостоятельно? И какие документы необходимо будет тогда предоставить в организацию, управляющую многоквартирным домом? Разъяснения по этим вопросам опубликованы Центром координации ГУ ИС Москвы (занимается организацией расчетов за коммунальные платежи в Москве)

Каковы требования к лицам, устанавливающим счетчики воды?

Вопрос: Прошу дать разъяснения, должен ли обладать особым статусом индивидуальный предприниматель, осуществляющий установку ИПУ? Каким требованиям должен соответствовать ИПУ?

Ответ: Одним из вариантов установки ИПУ в жилых помещениях за счет собственных средств, может быть обращение гражданина - собственника (нанимателя) жилого помещения, либо уполномоченного им лица, в специализированную организацию, осуществляющую установку соответствующих приборов, или к индивидуальному предпринимателю, оказывающему соответствующие услуги. При этом, членство в СРО или наличие сертификата - не является обязательным условием для осуществления деятельности по установке ИПУ.

Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ « О саморегулируемых организациях», членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным. Федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства в саморегулируемых организациях, однако для организаций, осуществляющих установку ИПУ, обязательного условия о таком членстве не предусмотрено.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ « О техническом регулировании», услуги организации, связанные с установкой ИПУ, обязательной сертификации не подлежат.

Кроме того, в соответствии с пунктом 93 части 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит в том числе, деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений. Однако деятельность по установке средств измерений в данном Законе не указана.

В настоящее время работы по установке ИПУ в помещениях объектов, не являющихся уникальными и особо опасными и технически сложными (ООТС), не требуют получения специального свидетельства о допуске. Перечень ООТС объектов приведён в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 624 от 30 декабря 2009 года « Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства» определен перечень видов и групп видов вышеуказанных работ, который действует в настоящее время.

В нём указано, что на работы со знаком <*> допуск СРО оформляется только на уникальных и ООТС объектах. Допуск на устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений (кроме системы газоснабжения) в помещениях, требуется оформлять только при выполнении работ на уникальных и ООТС объектах. Жилые дома, квартиры не относятся к данным объектам. Таким образом, допуск к выполнению данных работ в квартирах оформлять не требуется.

Для установки в жилищном фонде города допускается применять ИПУ холодной и горячей воды, соответствующие всем требованиям Федерального Закона « Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ от 26.06.2008 года. Тип ИПУ должен быть утвержден Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и внесен в Государственный реестр средств измерений. Прибор учета должен иметь паспорт, сертификат соответствия, выданный органом по сертификации, аккредитованным Росстандартом.

Выбор номинального расхода и калибра (диаметра), других параметров приборов учета, места установки, соединительных труб и креплений должен быть произведен в соответствии с требованиями СНиП 2.04.01-85 « Внутренний водопровод и канализация зданий».

В соответствии с п. 10.6 Свода правил СП 30.13330.2012 « СНиП 2.04.01-85*. Внутренний водопровод и канализация зданий», утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 г. № 626, водосчетчики холодной и горячей воды, устанавливаемые на вводах водопровода в жилые дома и квартиры, должны предусматриваться с импульсным выходом.

Особенности и процедура принятия ИПУ в эксплуатацию в случае самостоятельной установки приборов регламентированы Порядком установки индивидуальных приборов учета и внутридомовых технических средств в жилых помещениях жилищного фонда и их совместной эксплуатации собственниками и нанимателями жилых помещений, управляющими организациями, государственными учреждениями города Москвы инженерными службами районов, префектурами административных округов, утвержденном первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы П. П.Бирюковым от 12.10.2007 г.

Таким образом, самостоятельная установка ИПУ возможна при условии соблюдения всех необходимых технических требований. После установки ИПУ необходимо обратиться в управляющую организацию для опломбирования приборов и фильтров и оформления Акта ввода ИПУ в эксплуатацию. В соответствии с п.5.1 приложения 1к постановлению Правительства Москвы от 10.02.2004 года №77-ПП, указанный Акт ввода подписывается тремя сторонами: гражданином (жителем), управляющей организацией и специализированной организацией, установившей приборы учета.

Акт ввода в эксплуатацию является безусловным основанием для произведения начислений за услуги водоснабжения по показаниям ИПУ.



Читайте также: