Виды седла. Дамское седло: особенности конструкции и посадка в седле

С древних веков и до наших дней седло является одной из самых необходимых деталей амуниции. Хорошее седло создает максимально комфортные условия для всадника. Благодаря широкому спектру модификаций, теперь каждый может подобрать себе седло, опираясь на особенности телосложения и область интересов в верховой езде. Грамотно сшитое седло предохраняет спину лошади от возможных повреждений, делает процесс взаимодействия с всадником комфортным. Можно смело утверждать, что это изобретение повернуло ход истории и на много столетий определило форму развития человечества. Но кто же изобрел седло? И как оно приобрело ту форму, которая нам сейчас так знакома?

Имя человека, придумавшего эту хорошо известную всем конникам конструкцию, не сохранилось. Скорее всего, это не был один человек. Целые народы много веков развивали искусство верховой езды, чтобы мы сейчас могли выбирать типы и модели по своему вкусу и потребностям.

Впервые подобие седла упоминается около 800 г. до н.э., всадники той эпохи накрывали лошадей попонами. Легкие и прочные попоны древности предохраняли всадника от скольжения по спине лошади и делали посадку крепче и уверенней. Со временем попоны уменьшались, к ним добавились передняя подпруга, нагрудный и подхвостный ремни. Наибольшее значение седла играли, кончено же, в военных действиях. Ведь, чем крепче всадник сидит в седле, тем более успешен может быть исход его боя. Благодаря изобретению седла всадники могли брать с собой большее количество оружия и снаряжения, что, конечно же, тоже влияло на итоги военных действий. В седьмом веке до нашей эры седло трансформировалось и приобрело форму, ещё более приближенную к современной. Тогда же были изобретены и стремена.

Скифское седло считается прообразом современного. Оно было создано в 1 веке до нашей эры. Нехитрая конструкция представляла собой две набитые шерстью и войлоком подушки, сшитые между собой кожаной перемычкой. Давление всадника на спину лошади, благодаря такому седлу, было меньше, но незначительно. Также, при ударах, мягкие подушки не фиксировали всадника на лошади. Развитие седла продолжалось…

В средние века седла стали изготавливать из железа. Представьте, сколько тяжеловесного обмундирования и снаряжения носили на себе средневековые рыцари! Седло должно было быть прочным и крепким, чтобы выдерживать весомых господ и их оруженосцев. В это же время появляются дамские сёдла, чтобы досточтимые дамы могли совершать верховые прогулки.

Дальнейшее развитие седла было, во-первых, обусловлено нуждами кавалерии. Чтобы совершать длительные переходы было необходимо удобное, лёгкое, крепкое седло. Уже в XVI веке на основе деревянного ленчика создавали сёдла из кожи для военных походов, охоты и прогулок. С того времени сёдла всё больше облегчались, развивались и подстраивались под нужды времени. Наиболее популярный материал для ленчиков в наше время-пластик. Легкий и прочный он позволяет создавать , и седла весом 5-7кг. Вторым архиважным моментом для развития внешнего вида и современных качеств седла для лошади стал повышенный интерес к и конному спорту.

Этот интерес сохраняется и до сих пор, поэтому с каждым годом мастерские по пошиву конной амуниции развиваются и предлагают своим клиентам новые модели, максимально отвечающие запросам общества. Компания «Гермида» чтит традиции шорного дела и опирается в своей деятельности на многолетнюю историю верховой езды. Мы следим за развитием конного спорта и создаем самые актуальные, удобные и подходящие модели для каждой дисциплины.

Кира Столетова

Одним из важнейших элементов конного снаряжения является седло для лошади. Без него занятия верховой ездой невозможны. Чем лучше седло, тем комфортнее процесс езды для обоих его участников. Каждый владелец лошади должен не только уметь правильно одевать снаряжение, но и знать, на что нужно обращать внимание при его выборе. Ошибочно подобранное обмундирование причинит дискомфорт и наезднику, и животному.

Каких видов бывают седла

Седло, равно как и уздечка, было изобретено давно. В древности оно выглядело, как обычная накидка с застежками. Со временем конструкция снаряжения не раз модернизировалась и улучшалась, в результате появилось много различных моделей, созданных с учетом индивидуальных особенностей породистых скакунов, способных удовлетворить все потребности наездников.

Существуют следующие виды лошадиных сёдел:

  • Кавалерийский - кожаное кавалерийское снаряжение отлично подходит для длительных непрерывных прогулок на лошадях. У него, в зависимости от модели, либо стальной, либо деревянный ленчик седла (твердый каркас). Использование столь плотных материалов является гарантией отличной износостойкости оборудования. Кроме того, вес наездника при использовании такого седла правильно распределяется по спине лошади и не причиняет ей дискомфорт. Ранее, когда конные были одним из основных видов войск и походы кавалеристов могли затянуться надолго, седла лошадей имели дополнительную броню и крепления для вещмешков и оружия.
  • Казачий - тоже хороший походный вид седел, но сделанный совершенно по другой технологии. Основные элементы конструкции, из которых состоит казачье седло, - арчак, крылья и подушка. На седле специальной формы с небольшой рукоятью всадник в любой момент может привстать на ровные ноги или выполнить любой из элементов джигитовки.
  • Дамский - один из видов конного снаряжения дошедший до наших дней с XVII века. В те времена считалось дурновкусием, если женщина сидела в мужском седле. Кроме того, учитывая моду на пышные длинные юбки, это делать было ужасно неудобно, поэтому было принято решение разработать специальное женское седло для лошади. С появлением моды на брюки данный вид сёдел практически перестал применяться, но с недавнего времени дамское седло вновь приобрело популярность.
  • Конкурный - специальное конкурное снаряжение со всеми вытекающими из этого вида спорта особенностями. У таких моделей крылья выдвинуты вперед, благодаря чему ноги всадника плотно прижимаются к бокам животного, тем самым повышается устойчивость наездника в седле во время совершения прыжков. Форма задней луки выполнена либо в виде круга, либо в виде квадрата.
  • Выездковый - хорошая выездка происходит только в седлах с глубокой посадкой, где всадник без труда может полностью выпрямить ноги для контакта с лошадью. Чтобы сделать требуемую глубину посадки, создателям пришлось существенно укоротить сиденье. Для правильного поддержания ног строение крыльев узкое и длинное. Во время выездки очень важно, чтобы животное максимально чутко реагировало на каждую команду человека, большая часть которых подается корпусом, поэтому у выездковых седел обивки почти нет, а полки узкие и короткие.
  • Универсальный - снаряжение подходит почти для всех конных видов спорта и для простых прогулок на лошадях. Это оптимальный вариант для любителей верховой езды, профессионально не участвующих в заездах, которые только изучают основы выездки. Если вы хотите выбрать хорошее охотничье или прогулочное седло, обязательно обратите внимание именно на универсальные модели.
  • Троеборный - визуально седла похожи на универсальные и тоже отлично подходят для любых вариантов верховой езды, но подушка с крылом у них слегка выдвинута вперед, что при кроссе дает возможность сменить обычную посадку на полевую.
  • Скаковой - спортивное седло упрощенной формы с почти плоским сиденьем и короткими стременами. Такая конструкция позволяет максимально снизить нагрузку на лошадь и все ее силы направить на главную цель - победу в скачках.
  • Офицерский - используется во время военных парадов, кроме того, его можно встретить на скакуне конной полиции, во время какого-либо длительного конного пробега или похода. На седле много креплений для оружия и других необходимых офицерам вещей.

Существуют некоторые виды седел для наездников более узкой специализации, например:

  • Вестерн - снаряжение американских ковбоев, обеспечивающее устойчивость и комфорт посадки. Даже во время резких движений или внезапной остановки животного сидеть в таком седле удобно. Кроме того, на нем есть специальный рожок для крепления лассо.
  • Безленчиковое - мягкое пластичное седло, идеально прилегающее к спине животного. Оно почти ничего не весит. Чаще всего такие седла надевают на травмированных скакунов или на тех, у кого больная спина. После выздоровления скакунам этот вид удобнейшего снаряжения может сниться еще долгое время. Поверх таких седел обычно крепится гелевая накладка.
  • Вьючное - устройство используется для перевозки на животных больших объемных грузов.

Существует еще один вид конного снаряжения, который нельзя назвать полноценным седлом, - пад. Этот амортизатор в случае чего может быть использован либо как мягкая подстилка под жесткие модели, либо в качестве самостоятельного элемента вместо седел.

Делаем седло самостоятельно

Не думайте, что изготовить снаряжение для лошади так же просто, как скрафтить его в любимой игре. Для того чтобы своими руками сделать седло, необходимо наличие специальных навыков и опыта подобной работы. Кроме того, без специфических материалов не обойтись, поэтому многие профессиональные заводчики советуют подобрать готовый вариант, тем более что сегодня в продаже существует огромный выбор разнообразных моделей.

Придя в специализированный магазин, можно не только узнать, сколько стоит тот или иной вид седел и осуществить подбор оптимальной модели, но и приобрести все необходимое снаряжение на заказ по индивидуальному дизайну.

Если вы не ищите легких путей, можете попробовать изготовить этот элемент снаряжения своими силами и одеть в него любимого скакуна. Начать стоит с самой простой модели: строевого седла, в основе которого - обычный деревянный ленчик.

Итак, необходимо заранее приготовить:

  • лист плотного картона;
  • деревянный брусок;
  • нож и пару ножниц;
  • немного гвоздей и скоб;
  • молоток;
  • строительную модель степлера;
  • кожу, неважно, искусственную или натуральную, или аналогичный материл;
  • напильник;
  • кусок поролона;
  • ремни.

Очень хорошо если перед тем, как сделать седло для лошади своими руками, удастся где-нибудь раздобыть основу от старого снаряжения. Ведь если у вас уже готов ленчик, тогда достаточно будет просто осуществить его ремонт, добавив пару элементов. Это намного проще, чем делать седло для лошади своими руками с нуля.

Подготавливаем каркас с нуля

  • Первое, что необходимо для этого сделать, - это определить размеры животного в самой верхней и в самой нижней точке холки и в изгибе спины. Полученные размеры следует перенести на картон, затем нарисовать чертеж каркаса для ленчика и вырезать его по контуру.
  • Следующий этап - создание 2-х полок. Вырезав из дерева, их соедините проволокой так, чтобы они держали форму по спине животного. В каждой полке делают по отверстию для подпруги.
  • Берут деревянную заготовку, накладывают выкройку ленчика и вырезают его, а затем при помощи гвоздей прикрепляют к полкам.

Делаем обивку

  • К каркасу нужно прикрепить поролон, а для полок сшить войлочную подкладку.
  • Затем необходимо заняться созданием из ремней приструг и подпруг. Впрочем, в продаже существуют уже готовые варианты этих элементов, можно купить их. К каждому пристругу прикрепляют по стремени, подпруги устанавливают в полках.
  • Создать седло - это только полдела. Необходимо, чтобы животное к нему привыкло.

    Обратите внимание на то, что приучение лошади к седлу должно начинаться только после того, как животное прошло базовую подготовку, доверяет наезднику, знает и выполняет основные команды.

    Эти минимальные навыки определяют дальнейшее поведение питомца.

Дамское седло, как правило, ассоциируется у нас с элегантными всадницами в длинных платьях, неспешно совершающими прогулку по парку. Современный мир диктует другие правила: женщин уравняли в правах с мужчинами - изменилась и верховая езда. Конный спорт стал быстрее, жестче, динамичнее, и дамское седло потеряло свою актуальность. Так ли это? Попробуем ответить на этот вопрос.

Истоки и корни

Самые ранние изображения дамского седла можно увидеть на греческих вазах, барельефах и кельтских камнях. Первоначально такое седло представляло собой мягкое сиденье, к которому позднее была добавлена твердая основа или планшет, позволявший всаднице увереннее передвигаться верхом. Тем не менее, подобный дизайн не позволял женщине управлять лошадью - пока она была просто пассажиром, поэтому в средние века на картинах нередко изображали женщин, располагающихся на небольшом сиденье позади мужчины или же сидящих боком, в то время как мужчина ведет лошадь под уздцы. Всадницы были излюбленной темой многих художников и более поздних веков: вспомним картины «Всадница» и «Портрет К.А. и М.Я.Нарышкиных» К.П.Брюллова, «Перед охотой» Хайди Хейвуд, «Прогулка в Бойс де Булонь. Мадам Генриетта Даррас на прогулке» Пьера Огюста Ренуара, «Всадница» Эдуарда Мане, - перечислять можно до бесконечности! Все они иллюстрировали популярную в те времена езду в дамском седле.

В рамках приличий

В Европе своим возникновением дамское седло отчасти обязано культурным нормам и традициям, которые диктовали правила хорошего тона женщинам из высших слоев общества. В то время ездить верхом по-мужски, развернувшись на лошади по ходу движения, считалось абсолютно неприемлемым. Кроме того, в моде были длинные юбки, которые просто не позволяли сидеть в седле подобным образом - словом, это было непрактично, неудобно и считалось «неприличным». Тем не менее, представительницы прекрасного пола все же ездили верхом, в связи с чем и возникла необходимость создать такое седло, которое, с одной стороны, позволяло бы контролировать лошадь, а с другой, смотрелось бы элегантно и скромно.

Привычка против традиции

Идея создания самого раннего «функционального» дамского седла принадлежит Анне Богемской (1366-1394): сначала оно напоминало стульчик, на котором женщина сидела боком, поставив ноги на небольшую подножку. В XVI веке более практичный дизайн предложила Екатерина Медичи: всадница располагалась лицом вперед, перекинув правую ногу через верхнюю луку седла, а подножка была заменена скользящим стременем, куда вставляли левую ногу. Это седло позволило женщинам как держаться в седле, так и управлять лошадью, по крайней мере, на небольшой скорости. Однако несмотря на культурное давление, не все представительницы прекрасного пола охотно пользовались дамским седлом: известно, что Диана де Пуатье (любовница Генриха II) и Мария-Антуанетта чаще имели обыкновение ездить верхом по-мужски, а Екатерина Великая и вовсе его игнорировала. Любимым занятием императрицы было проснуться рано утром, оседлать своего любимого коня по кличке Бриллиант и нестись во весь опор куда глаза глядят. Екатерина даже заказала портрет, где она сидит верхом в обычном седле в мужском офицерском мундире.

Маленькая революция

В 1830 году Жюль Пелье изобрел дамское седло со второй, нижней лукой. Эта конструкция используется и по сей день: верхняя лука располагается практически вертикально, под углом примерно 10 градусов влево и плавно загнута вправо и вверх. Нижняя лука, наоборот, загибается вниз и служит для того, чтобы придерживать сверху левое бедро. Таким образом, правая нога всадника лежит на расстоянии двух пальцев спереди от верхней луки, а левая - на расстоянии ширины ладони сзади нижней луки. Появление нижней луки сыграло, воистину, революционную роль: теперь женщины могли передвигаться не только шагом или неспешной рысью, но также галопировать, участвовать в охоте и преодолевать препятствия. Такая конструкция седла открыла женщинам путь и во многие дисциплины конного спорта, ранее недоступные по меркам приличий. Например, мировой рекорд в конкуре в дамском седле был установлен в Сиднее, Австралия, в 1915 году и составил в 6 футов 6 дюймов (около 195 см). Нижняя лука стала последним усовершенствованием дамского седла и остается основой основ современных седел из самых разных материалов.

В начале ХХ века верховая езда по-мужски, сидя лицом по ходу лошади, стала социально приемлемой: женщины постепенно избавились от длинных юбок и переоделись в бриджи. В течение нескольких десятилетий дамское седло перестало быть предметом общего пользования, однако и сегодня у него осталось немало поклонников, которые до сих пор бережно хранят традиции прошлого.

Умение и сноровка

В принципе, для езды в дамском седле подойдет любая лошадь, однако потребуется время, чтобы приучить ее к необычному для нее распределению веса всадника и командам, которые подаются хлыстом вместо правой ноги. Руки при такой езде держат выше, чем обычно, поэтому чувствительным на рот животным придется приспособиться и к этому. Тем не менее, большинство хорошо выезженных лошадей быстро и без труда привыкают к непривычному для них положению всадника и могут одинаково хорошо работать как под обычным седлом, так и под дамским.

Ошибка первого впечатления

Езда в дамском седле - не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Поскольку обе ноги всадницы находятся с одной стороны, существует риск неравномерного распределения веса на спине лошади и, соответственно, травмирования животного. Кроме того, если человек не сбалансирован, подпругу придется затягивать сильнее, и это может причинить лошади дискомфорт и даже вызвать проблемы с дыханием. В дамском седле используется только одно стремя, и нога всадницы поднята выше, по сравнению с ездой в обычном седле. Левая лодыжка подвижна, и пятка левой ноги должна быть опущена вниз для корректного баланса, уверенного контакта с лошадью и правильного положения ноги в стремени. Как и при езде в обычном седле, всадница может использовать шпоры и хлыст, при этом хлыст служит «заменой» правой ноги, а шпора надевается только на левую ногу, соответственно.

Мужской вопрос

Ездят ли мужчины в дамском седле - вопрос, конечно, интересный. На самом деле, очень даже ездят, и не только ради забавы. В частности, во время Второй мировой войны так прокладывали кабель полевого телефона, разматывая катушку со спины движущейся лошади. Иногда в дамском седле передвигаются фермеры на очень крупных лошадях с широкой спиной, сидеть на которых боком гораздо удобнее. Некоторые современные всадники с определенными типами травм спины также утверждают, что езда в дамском седле им помогает.

Дамское седло активно используется и для иппотерапии, например, для людей с ампутированными ногами, поскольку конструкция этого седла обеспечивает инвалидам дополнительную безопасность. Хотя в современном мире дамское седло считается неким причудливым анахронизмом, многие любители верховой езды и по сей день используют его в исторических реконструкциях, парадах и шоу. Всадниц, сидящих в дамском седле, можно встретить и в классических дисциплинах конного спорта - выездке, троеборье и конкуре.

Словом, дамское седло - вещь не такая уж устаревшая, а, наоборот, удобная и в некоторых случаях даже полезная. Так, американская писательница Рита Мэй Браун когда-то сказала: «Если бы мир был устроен логично, мужчины ездили бы в дамских седлах».

Игорь Николаев

Время на чтение: 4 минуты

А А

Седло для лошади является важнейшим элементов, необходимым для комфортной езды верхом. Поскольку для его изготовления требуется много ручного труда и высокий уровень мастерства, этот предмет амуниции является самым дорогим. В древности всадники использовали в его качестве обычную попону, которую крепили к животному с помощью ремней. Со временем конструкция все больше усложнялась в угоду удобства человека.

Видов седел достаточно много. Это связано с тем, что верховые лошади используются по-разному. Конструкция этого важного элемента верховой амуниции и его правильная подгонка напрямую влияют на посадку наездника и, соответственно, на движения животного.

Основу любого седла составляет твердый каркас (лошадники называют его ленчик).

Его обычно делают из дерева, иногда – из металла. В прошлом использовалась только береза, но сейчас для изготовления ленчика применяют пластмассу и клееную древесную плиту. Именно от формы ленчика зависит, как будет выглядеть готовое седло, которому окончательный вид и форму придают при помощи шерстяных либо синтетических материалов. На заключительном этапе седло обтягивают высококачественной кожей, что значительно увеличивает его цену.

Какие бывают виды седел?

Разные конструкции и формы седел предназначены для разных целей. В основном различия связаны с применением в разных видах конно-спортивных соревнований (скачки, конкур, выездка и так далее). Кроме того, седла делятся на профессиональные и ученические.

Седло универсальное

Как понятно из названия, самый распространенный тип. Его можно использовать для любого вида верховой езды – от обычных неспешных прогулок до спортивных соревнований и конной охоты. Такие седла часто удешевляют за счет применения в их изготовлении недорогих синтетических материалов, что делает их более доступными по цене

Спортивные виды седел

Основными видами среди таких седел являются скаковое, выездковое, конкурное и троеборное.

Скаковое. Во время скачек посадка жокея похожа на обезьянью. Он практически все время стоит в стременах, не касаясь ягодицами седла. В связи с этим конструкция предусматривает почти плоское сидение и сильно укороченные путлища. В настоящее время самой популярной является конструкция Джеймса Слоуна, который был первым, кто проехал с такой посадкой. Кроме того, скаковые седла бывают тренировочными и для самих соревнований. Конструкция – одинаковая, но второе – более легкое.

Выездковое для прыжков не подходит. Его конструкция предусматривает езду по плоской ровной поверхности. У него более прямые и длинные крылья, что дает возможность плотно прижать шенкель к боку животного. Кроме того, у такого седла более длинные приструги, а подпруга, наоборот, укорочена.

Конкурный тип отличается более выступающими крыльями, что дает возможность наезднику в время прыжка лошади упереться ногой и, тем самым, сохранить равновесие.

Троеборное во многом похоже на универсальное и, в принципе, вполне подходит для большинства видов езды верхом. В настоящее время большой популярностью пользуются седла конструкции Мэри Кинг. Они позволяют перемещать коленные подушки, изменяя и корректируя форму.

Для игры в конное поло седла имеют особую форму. Сидения у них – практически плоские, а коленных и бедренных валиков – просто нет.

Дамские

Этот вид элемента амуниции относится к разряду демонстрационных. Такое седло было разработано с одной лишь целью – чтобы женщина на лошади смотрелась максимально элегантно и красиво.

Идея его создания родилась в эпоху Средневековья, с его строгими нравами. В тем времена этикет не позволял дамам расставлять ноги пои езде, и они держали их с одной стороны лошади.

Дамское седло для лошади

Современные эмансипированные женщины ездят в обычных седлах, а дамские в основном используются на различных костюмированных шоу и показательных выступлениях. Левая нога дамы при этом находится в стремени, а правая – лежит на передней луке седла. Чтобы избежать соскальзывания наездницы, сидение обивается либо замшей, либо оленьей кожей. Многие говорят, что ездить в нем – не самое удобное занятие.

Охотничье

Тоже относится к группу демонстрационных аксессуаров, так как по назначению практически не применяется.

Эта конструкция отличается увеличенной глубиной сидения и более выпуклыми коленными подушками. Это делает посадку максимально устойчивой. Ранее, когда лошадей активно использовали на охоте, всаднику часто приходилось бросать поводья, чтобы выстрелить в зверя. Кроме того, такая конструкция была удобна для преодоления препятствий.

Главная цель таких конструкций – чтобы всадник мог максимально долго не слезать с лошади.

В эту группу входят следующие виды седел:

  • походное;
  • пастушье австралийское;
  • кавалерийское;
  • ковбойское;
  • военное;
  • парадное.

В походном, к примеру, увеличено количество набивочных материалов. Это позволяет значительно снизить нагрузку на спину животного.

Седло охотничье

Пастушье заботится о комфорте не только лошади, но и человека.

Особняком стоит ковбойское седло. Его основное отличие – очень высокая (по сравнению с задней) передняя часть. Это дает возможность наезднику удерживаться в нем при резких остановках. Кроме того, у такого седла – только одна подпруга и довольно глубокое сидение. Такая форма наилучшим образом подходит для комфортной езды на длинные дистанции.

Главное отличие военных седел – их высокая прочность, которая достигается тем, что для их изготовления используют металл.

Как сделать седло для лошади своими руками

Дело это – весьма кропотливое, требующее определенных навыков и умений. При изготовлении учитываются сфера будущего применения и габариты животного. С нуля сделать седло новичку очень сложно, поэтому лучше все-таки его купить.

Ну, а если все-таки хочется попробовать свои силы в этом непростом ремесле – дадим несколько полезных советов.

Ленчик

Ленчик – начало начал любого седла. Ранее его делали из дерева, сейчас нередко отливают из пластмассы. Лучше всего подобрать готовый, сделанный мастером в заводских условиях. Если такой возможности нет – придется попробовать сделать ленчик самому.

Перед началом работы снимите мерки с лошади. Для этого нужно взять нержавеющую проволоку и прямо на спине животного сформировать из нее каркас. Для этого положите проволоку на холку и, слегка надавливая, сформируйте из неё форму лошадиной спины. После этого кладем полученный контур на картон и обводим его. Это и будет заготовка для будущего макета.

Полученные контуры вырезаем и уже их прикладываем к спине коня. Это нужно для проверки правильности размера и формы. Все сошлось – идем дальше.

Проводим необходимые замеры: самая высокая точка холки; место под переднюю луку; точка, где кончается задняя лука; спинной изгиб.

Сейчас ленчики делают в основном из дерева или клееной фанеры, из которых при помощи специальных инструментов вырезают общую форму. Поскольку в ней – много изгибов, понадобятся также наждачная бумага и лобзик.

Готовый ленчик еще раз прикладываем к спине и проводим окончательную подгонку.

Внутренняя обивка

Берем поролон, складываем в несколько слоев и вырезаем по форме ленчика. Края обивки должны немного выступать.

После этого к ленчику крепится фанерная форма, а уже на нее – поролоновая обивка. Прибиваем гвоздями с тем расчетом, чтобы они дошли до самого ленчика.

Внешняя обивка

Осталось лишь сделать внешнее покрытие. Для этого обычно используются либо кожа, либо кожезаменитель.

С кожей работать сложно. Её сперва необходимо распарить, и только потом подогнать по форме и размеру и натянуть. Если опыта кожемяки у Вас нет, можно использовать другой прочный материал – плотную грубую ткань либо шерстяной коврик. Правда, такая обивка потребует частой замены, так как будет быстро стираться.

Датировка эволюции женского седла - не точная наука. Очевидно, что годами после введения новшеств, многие женщины еще ездили на старых седлах и некоторые сельские и провинциальные мастера, в отличие от мастеров в модных городах, все еще делали их в устаревших вариантах.

Таким образом, много лет после того, как были изобретены третья лука(поддержка для прыжков) и балансирующий ремнь для большей безопасности езды, дам в 1850 г. и после можно было видеть в седлах моделей, появившихся до 1830 г. Конечно, у многих седел 1870-ых, 1880-ых, и двадцатого века не было балансирующих ремней - возможно, больше из эстетических соображений, чем по каким-либо иные причинам - и их седла были свидетельством тому, как размещались луки на более ранних моделях.
Тем не менее, большинство женщин хотели быть модными и современными, и хотели, чтобы такими их видели окружающие, и большинство седел может быть разнесено по соответствующим этапам их истории.

От средневековья к Елизаветинской эпохе

История возникновения женского седла берет свое начало в IX веке и когда-то благородную посадку «по-дамски» называли королевской. Мы можем представить его по гравюрам, картинам, греческим вазонам и древнеримским барельефам. В начале оно представляло собой просто мягкую седельную подушку, привязанную к спине лошади, для того, чтобы ее жесткий хребет не беспокоил всадницу. Они могли иметь ухваты для рук, стремена и кожаные ремни для прикрепления к мужскому седлу. Чаще всего средневековые дамы сидели позади своих мужчин, держась за их ремни и были просто пассажирами на лошади.
Позднее подушка трансформировалась в громоздкое неуклюжее сиденье с высокими спинками, в котором прочно привязанная к нему дама могла лишь любоваться окрестными пейзажами, да спиной слуги, ведущего под уздцы ее скакуна.Ранние варианты выглядели как небольшие мягкие сиденья и уже в 9 веке к ним была добавлена небольшая опора, которая называлась планшет. Теперь всадница имела возможность увереннее держаться в седле и контролировать движения лошади, а не просто быть пассажиром

Потом прародитель бокового седла дошел до Анны Богемской, которая, как считается, привезла его в Англию в 1383 г. в год замужества с Ричардом II, хотя в соответствии со статьей в журнале Мир Женщины (Woman"s World) в 1889, некий Mr. Wright свидельствовал, что видел англо-саксонские гравюры по дереву, с седлами, в которых ездили женщины.

До прибытия Анны Богемской широко использовались седельные подушки, и это продолжалось до XVIII столетия. Ранние боковые седла, такие, как у Анны Богемской, были не больше чем плоским сидением с платформой для ног, известной как "planchette"("дощечка", фр.), и в отсутствие приспособлений для обеспечения безопасности на них можно было ехать только очень медленно, часто лошадь при этом вел слуга.
Отсюда появилось "кресло" для верховой езды, с ухватом, или рогом, с одного или обоих концов седла. Дама, все еще сидя полностью сбоку, могла облокотиться о поддерживающую планку сзади, и седло могло использоваться на любой стороне лошади. Такие седла использовались вплоть до XIX века включительно.

Изобретение второго рога, за который дама держалась правой ногой, в XVI в., приписывается Катерине Медичи. Таким образом, впервые в истории дама в седле оказалась лицом вперед, хотя гравюры 1497 г. и 1504 г. Альберта Дюрера показывают дам в седлах, сидящих лицом к линии движения задолго до изобретения второго рога Екатериной Медичи. Кто бы не был ответственен за новый дизайн, он означал более безопасное положение в седле, и давал женщинам возможность самостоятельно управлять своими лошадьми, позволяя им ездить с большей скоростью.
Королева Елизавета I Английская выезжала в дамском седле на церемониальные мероприятия, и, как изображено на некоторых гравюрах, так же на соколиные охоты. Естественно, это "седло королев" стало считаться правильным для дамской езды, и леди, выезжавшие в мужских седлах осуждались за их недостаточную нравственность.

Cедло Елизаветы с рогом в виде лебединой шеи;

XVI и XVII века

Седла XVI и XVII вв. были по большей части вариациями плоских сидений, хотя теперь более обращенными к голове лошади, некоторые имели планку для спины, некоторые нет. У большинства был центральный рог для ноги и достаточно часто второй рог слева. Поскольку в XVIII столетии женщины все чаще ездили лицом вперед, дощечка Planchette, такая полезное при езде полностью сбоку, стала уступать место стременам различной форме.


Ранние боковые седла были неудобны как для лошади, так и для ездока, несмотря на богато украшенные попоны и другие драпировки.

Практически не делалось усилий, чтобы закрепить седло - чаще всего были только хомут для закрепления на шее лошади и подхвостник. Седла строились на каркасе мужских седел и металлеская основа для рогов просто прикреплялась болтами спереди.
Седла того времени часто чем-нибудь покрывались или обшивались. У богатых дам они могли быть очень дорого и искусно отделаны. Красные бархатные и серебряные украшения для дамского седла, проданные на аукционе Сотбис в Лондоне в 1998 г. включали в себя чепрак, отделанные бахромой стремена, отделку седла серебряными нитями, кистями и бахромой, кожаную уздечку с бархатной и серебряной отделкой и подхвостник. Седло было сделано для жены сэра Томаса Вайза, Высокого Шерифа Девона в 1638 г., и, вероятно, использовалось для церемониальных событий, а передняя часть попоны имела даже украшенные бахромой кобуры, поскольку использование пистолетов дамами было обычно в то время для самозащиты на опасных дорогах Англии XVII в.
Подобным образом украшенная попона дамского седла хранится в английском Exter Rougemont Museum of Cloth и она относится к середине или концу XVII в.. Она так же сделана из красного бархата с вышивкой серебряными нитями и аппликациями из атласа. По всем краям отделанная шелковым и серебряным плетеным шнуром, она также имеет стилизованные украшения в цветочных мотивах по углам. Седло подбито натуральной шерстью и обточено цепными стежками, по краям отделано широким плетением. Чепрак сделан из грубой хлопковой ткани.



Читайте также: