Промышленный дизайн кратко. Что такое промышленный дизайн

Промышленный дизайн или, как его ещё называют посвящённые люди, промдизайн, предметный дизайн, индустриальный дизайн, — это отрасль дизайна, область художественно-технической деятельности (как не обзови этот конгломерат искусства и техники), целью которой является определение формальных качеств изделий и других объектов среды обитания, производимых промышленностью. Даже можно сказать больше, область деятельности промышленного дизайна – структурные и функциональные особенности изделия, а также его внешний вид.

Промышленный дизайн подразумевает под собой эффективное развитие идей через процесс, который приводит к производству новых товаров, даже, если это фоторепортажи.

История промышленного дизайна немного короче, чем дизайна в целом. Первые дизайнеры, работающие в сфере промышленности, появились в XVIII веке на английской территории. Первые вехи промдизайна связаны с именем и деятельностью Дж. Веджвуда, который своим творчеством вложил лепту в развитие промышленного производства набивных тканей, но определение «промышленный дизайн» как таковое появилось гораздо позже.

Сначала его определили как «индустриальный дизайн. К этому приложил свою руку в 1918 году архитектор из Германии Вальтер Гропиусу, основавший в немецком Веймаре революционную, для того времени, школу индустриального дизайна. Это сейчас ничего особенного, а тогда это событие осуществило переворот в мире промышленности и мире дизайна. Вальтер Гропиусу официально объявил о слитии искусства и техники в одно целое.

Следующий виток развития в истории промышленного дизайна произошёл после второй мировой войны. Именно тогда, он получил серьёзное толчок к развитию на территории Скандинавии и Нидерландов, в это же время интерес к этому направлению дизайна проявили в Соединённых Штатах Америки, там промышленный дизайн принёс своим первопроходцам невероятный успех – продажи буквально взлетели в небо. А уже к 60-м годам ХХ века именно в США организовалась Коллегия Индустриального дизайна, так дизайн влетел в, так сказать, массовое употребление.

Члены Коллегии дали очень ёмкое определение «индустриального дизайна». Они утверждали, что это проявление творческой активности, которая способна улучшать внешние достоинства товаров, производимых промышленностью.

На современном этапе глобализированного XXI века промышленный дизайн как уже не совсем новый вид деятельности дизайнерских студий включает в себя три элемента: искусство, маркетинг и современные технологии.

Как и во всех видах творческой деятельности человека, в промышленном дизайне существует защита прав интеллектуальной собственности на объект или объекты, разработанные в рамках проекта, над которым трудится дизайнер. Результат творчества промышленного дизайнера должен быть защищён патентом на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Вот такой он мир, даже творчество в нём омрачено юридическим вопросом.

Промышленный дизайн (промдизайн, предметный дизайн, индустриальный дизайн) -- отрасль дизайна, область художественно-технической деятельности, целью которой является определение формальных качеств промышленно производимых изделий, а именно, их структурных и функциональных особенностей и внешнего вида.

Первые промышленные дизайнеры появились ещё в XVIII веке в Англии, что связано, прежде всего, с деятельностью Джозайи Веджвуда и развитием промышленного производства набивных тканей.

Определение «индустриальный дизайн» появилось в 1919 году благодаря архитектору из Германии Вальтеру Гропиусу, основавшему революционную школу индустриального дизайна «Баухаус» в Веймаре (Германия) .

После второй мировой войны индустриальный дизайн получил серьезное развитие в Скандинавии и Нидерландах. Примерно в это же время интерес к направлению высказали прагматичные американцы -- с целью увеличения продаж. В 60-е годы XX века направление стало настолько популярно в США, что была организована Коллегия Индустриального дизайна. В 1969 году член этой коллегии Томас Малдонадо дал весьма ёмкое определение индустриальному дизайну: «Индустриальный дизайн -- это творческая активность, имеющая цель улучшать внешние достоинства объектов, производимых в промышленности» .

Этапы разработки.

Обычно разработка промышленного дизайна включает в себя следующие этапы

генерацию идеи

концептуальную проработку

эскизирование

макетирование

трехмерное моделирование

визуализацию

конструирование

прототипирование

Промышленный дизайн, как вид деятельности, включает в себя элементы искусства, маркетинга и технологии. Промышленный дизайн охватывает широчайший круг объектов, от домашней утвари до высокотехнологичных, наукоёмких изделий. В традиционном понимании к задачам промышленного дизайна относятся прототипирование бытовой техники, производственных установок и их интерфейсов, наземного и воздушного транспорта (в том числе автомобилей, самолётов, поездов) , разнообразного инвентаря.

Изменяясь под влиянием времени, культурных ориентиров и потребностей людей, используя последние достижения технологии и материалов, промышленный дизайн стал средством «придания многогранного высокого качества объектам, процессам, услугам, системам на протяжении всех их жизненных циклов».

Теоретики ВНИИТЭ, конкретизировав сущность промышленного дизайна, отметили, что он направлен на «комплексное формирование у различных объектов - изделий, сооружений и систем, таких функциональных свойств, которые обеспечивают высокое качество пользования объектами, и свойств культурных, обеспечивающих соответствие объектов эстетическим критериям, ценностным ориентациям людей, их этническим и другим социокультурным особенностям».

Являясь по своей сути синтезом художественного конструирования и эргономики, промышленный дизайн выступает:

как этап процесса производства,

как научная деятельность, непрекращающийся поиск инновации технологий и материалов,

как искусство, так как «формальные, визуальные, эстетические и концептуальные элементы являются главенствующими инструментами для данного направления проектной деятельности».

Визуально эти составляющие представлены на рис. 1.

Рис. 1.1

В качестве научной деятельности промышленный дизайн создаёт функциональные приоритеты в инжиниринге, сетевой кооперации, трансфере технологий и подготовке кадров. Дизайн как искусство поддерживает социальные приоритеты, выпуская инклюзивные инновации, используемые в интересах общества. Руководствуясь тематическими приоритетами, в рамках проектной деятельности создаются технологические и нетехнологические инновации для повышения экономической эффективности и извлечения инновационной ренты.

Экспериментируя с бытовой и промышленной техникой, производственными установками и транспортом, мебелью и оборудованием, кухонной утварью дизайнеры порой до неузнаваемости изменяют структурные и функциональные особенности объектов. При этом вектор направлен, прежде всего, на изменение предметного мира, и лишь потом на людей.

Основополагающей тенденцией индустрии современного промышленного дизайна является объединение на базе одного предприятия всех этапов по разработке и внедрению на рынок инновационного продукта. Данная особенность ярче всего проявляется на примере крупных производственных компаний Китая. Руководствуясь принципом «design thinking» производители могут в максимально короткие сроки разработать, презентовать и выпустить на мировой рынок принципиально новый продукт. Такие унифицированные компании предлагают своим клиентам широкий спектр самых разнообразных услуг:

Специалисты-дизайнеры выявляют ценность отдельных продуктов и услуг, разрабатывают брендинговые стратегии, формируют портфель продуктовой линейки, разрабатывают программы действия и управляют проектом по внедрению в производство (и продажу) новинок.

Для лучшего понимания потребителя проводится тщательный анализ повседневной жизни людей, выявление тенденций культурного развития, видеоэтнография, разрабатываются конкретные модели использования того или иного продукта.

В процессе разработки инновационных продуктов определяется архитектура и дизайн изделия, происходит построение 3D-моделей, разрабатывается промышленная графика.

По аналогичной схеме работают и ряд европейских компаний, таких как Smart design, Design Continuum, fuseproject, IDEO, ZIBA, сотрудники которых «вкладывают весь свой опыт и знания, а также креатив и дизайнерскую интуицию, в выполнение сугубо стратегических задач, связанных с разработкой нового изделия».

Е. Храмкова, руководитель отдела развития бизнеса Product Development Group SmirnovDesign, отмечает: «Очевидна тенденция обращения к дизайну на гораздо более ранних этапах разработки нового продукта - разительный контраст по сравнению с предыдущими бизнес-моделями, когда дизайнеру «спускали» заказ из отделов маркетинга, рекламы и технической поддержки проекта». Таким образом, формируется потребность в принципиально новом типе промышленного дизайнера - он должен уметь синтезировать и интерпретировать многочисленную информацию и на её основе разрабатывать единую дизайн-концепцию. С подготовкой такого уровня хорошо справляются в высших учебных заведениях Японии и Китая, Голландии, Италии и Франции, где процесс обучения напрямую связан инженерной сферой и реальным производством. Обучение же российских студентов специальности «промышленный дизайн» пока не отвечает данному стандарту, однако на государственном уровне предпринимается ряд мер по совершенствованию образовательных процессов.

Отечественный рынок промышленного дизайна можно оценить чуть более, чем в 2-2.5 млн долл. Это очень мало, поэтому можно говорить, что рынка «промышленного дизайна» в России практически нет.

Сегодня на рынке работает порядка десяти специализированных компаний: компания «Смирнов Дизайн», Формлаб, Арт-ап, Дизайн-Воркс и другие.

Первая пятерка, уже относительно закрепившиеся на рынке, делают по ~50 проектов в год. В отличии от западного опыта, где регулярная стоимость проекта промышленного дизайна 100-200 тыс. долл. (судя по аналитике, минимум 75 тыс. долл.), на отечественном на порядок меньше -- в среднем ~ 20 тыс. долл. Бывают, несомненно, и редкие заказы стоимостью в 400-500 тыс. долл., но они, как правило, включают значительной объем аналитической и производственной части (до 80%). Т.о. объем рынка услуг промышленного дизайна частных компаний можно оценить ~в 2-2.5 млн долл.


Рис. 1.2 Потенциал рынка промышленного дизайна Российской Федерации (Источник: ЦСР «Северо-Запад» по материалам Philip M. Parker, INSEAD и Yandex (yandex.ru)).

Есть еще скрытая часть рынка: услуги по промышленному дизайну могут оказывать дизайнерские компании, постоянно обслуживающие клиента, а так же фрилансеры.

Для справки, в США объем рынка промышленного дизайна превышает 2 млрд долл. Производители уделяют огромное внимание внешнему виду товаров, доля дизайна в стоимости обычных потребительских товаров составляет ~ 1-3%.

Стоит заметить, что современный рынок -- это мир «этикеток и упаковок». Часто именно в удачном дизайне и свежей концепции заключен успех товара на рынке (пример Apple).

Сегодня повышение конкуренции на рынке и засилие импортных, главным образом, низкокачественных китайских товаров, вынуждает производителей более серьезно подходить к производственному процессу. Отечественные производители, наконец, пришли к пониманию необходимости держать «связь с рынком» и ориентироваться на его потребности, создавая конкурентноспособный продукт.

До недавнего времени внешним видом продукта занимались, в основном, дизайнеры при производстве, которые, во-первых, «варились в собственном соку», не всегда имея профильное образование, а во-вторых, ориентировались лишь на текущие возможности производства, что не способствовало созданию инновационных и конкурентоспособных продуктов.

Сегодня появились первые профессиональные компании, занимающиеся промышленным дизайном, кроме того, некоторые дизайнерские фирмы начали декларировать свои возможности на этом рынке.

Проблемой неконкурентоспособности отечественной продукции озаботились и на государственном уровне. Глава МЭРТ Герман Греф и первый вице-премьер Сергей Иванов начали работу над концепцией развития в России промышленного дизайна. По мнению министра, заняться дизайном ведомство решило потому, что «неплохие по качеству российские товары во многом проигрывают» своим внешним видом, и это мешает продвигать их на внутреннем и внешних рынках». Концепция предусматривает меры государственной поддержки дизайнерских услуг, а также вычеты расходов на промышленный дизайн из налогооблагаемой базы, и прямое финансирование государством таких расходов для малого бизнеса.

Для того чтобы важность дизайна осознали руководители промышленных предприятий, планируется создать специализированные консультативные организации. Услуги этих «центров развития дизайна» частично будет оплачивать государство. Разработка дизайна, возможно, будет включена в виды деятельности, которые позволяют предприятиям претендовать на статус резидентов финансируемых государством технопарков. Для решения кадровой проблемы предлагается ввести курсы переподготовки преподавателей вузов, стипендиальные и грантовые программы, а также содействовать стажировкам студентов-дизайнеров за рубежом.

Государственная поддержка, несомненно, будет способствовать значительному росту рынка промышленного дизайна. Кроме того, стоимость услуг российский дизайнеров будет ниже, чем аналогичные проекты за рубежом, что несомненно всколыхнет спрос.

Основные «трудности рынка»

Главное -- серьезное отставание промышленной отрасли и, соответственно, промышленного дизайна от западных стран, что, в первую очередь, является наследием плановой экономики времен СССР, когда на первое место ставилось обеспечение страны всем необходимым и о конкуренции и развитии речи не шло.

Кроме того:

  • 1. Мышление производственников, не желающих вкладываться в создание современного конкурентоспособного дизайна. Сегодня акцент из промышленной сферы смещен в рекламную, что явно неверно, т. к. товар в значительной степени должен продвигать себя сам, изначально подходить потребителю, нравиться ему. Для этого нужны исследования, нужен дизайн, нужны пробные образцы, новые идеи.
  • 2. Привычка творить дизайн внутри предприятия, а не отдавать на аутсорсинг профессионалам.
  • 3. Невысокий уровень дизайн-образования.
  • 4. «Утечка мозгов». Западными компаниями проводятся конкурсы среди наших промышленных дизайнеров, многим из которых в дальнейшем предлагается работа или хорошее вознаграждение. На Западе сегодня очень востребован дизайн социальной темы (городская среда), разработки в области медицины, техники (в том числе спец-техники и военной), это государственные заказы, под них и привлекаются молодые талантливые дизайнеры.

Тенденция размещения производственных предприятий в Юго-Восточной Азии будет только укрепляться в дальнейшем. Избежать утечки идей и технологий в данном случае не удастся. Стремясь хоть как-то защититься от китайских подделок практикуется такая схема: производитель постоянно выпускает новые модели со старой начинкой; пока китайцы делают имитацию известного бренда, производитель оригинала уже заявляет что модель снята с выпуска.

Часто большой разницы между версиями товара нет, только дизайн (эргономика, материалы, цвета, фактуры) и несущественные детали, при этом сам производственный процесс не меняется.

К тому же, если производитель не будет постоянно двигаться вперед, то он проиграет конкурентную борьбу. На Западе производитель заинтересован в том, чтобы его бренд имел хорошую репутацию (был качественным, надежным и по возможности дешевым). Товар должен соответствовать тенденциям моды, времени, поэтому приходится постоянно менять его образ.

Главная задача промышленного дизайнера - создание промышленного дизайна и обеспечение эргономичности продукции. Промышленный дизайнер может работать на самых различных производствах: текстильное производство, изготовление галантереи и изделий из кожи, производство мебели и изделий из древесины, химическое производство, производство металлических изделий, машин и оборудования, производство автомобилей, летательных аппаратов, судов и т.д.

Основные функции промышленного дизайнера

1. Реализация эргономических требований к продукции, создание элементов промышленного дизайна:

  • Выполнение отдельных работ по эскизированию, макетированию, физическому моделированию
  • Эскизирование, макетирование, физическое моделирование, прототипирование
  • Компьютерное моделирование, визуализация, презентация модели продукта
  • Конструирование элементов продукта с учетом эргономических требований
  • Установление соответствия характеристик модели, прототипа продукта эргономическим требованиям

2. Выполнение отдельных работ при проведении научных исследований:

  • Выполнение простых и средней сложности работ при проведении антропометрических и других исследований, касающихся эргономичности продукции
  • Выполнение сложных работ при проведении антропометрических и других исследований, касающихся эргономичности продукции

3. Контроль реализации эргономических требований к продукции:

  • Контроль соответствия рабочего проекта продукта эргономическим требованиям, предъявляемым к продукту
  • Контроль реализации эргономических требований при проектировании, изготовлении, испытаниях и доводке опытных образцов изделий и подготовке технической документации для серийного (массового) производства, внесение в нее необходимых изменений.

4. Определение и разработка эргономических требований к продукции:

  • Постановка задач при проведении патентно-информационных исследований, поиске информации по результатам научных исследований
  • Подбор нормативных документов, содержащих требования к разрабатываемой продукции, подбор результатов антропометрических и социологических исследований, содержащих требования к разрабатываемой продукции
  • Определение показателей технического уровня проектируемых изделий, проведение патентных исследований
  • Разработка стратегии организации (предприятия) в области эргономики; формулирование эргономических требований к конкретному виду продукции на основе нормативной базы, результатов исследований эргономичности (безопасности и комфортности) продукции, антропометрических исследований и результатов социологических исследований
  • Разработка эргономических требований к продукции, влияющих на безопасность и комфорт использования продукции.

5. Проведение научно-исследовате льских работ по эргономике продукции:

  • Разработка методики проведения социологических исследований, касающихся эргономических параметров продукции
  • Определение системы показателей антропометрических исследований
  • Проведение исследований, касающихся эргономичности продукции, - ее безопасности и комфортности использования
  • Анализ и обобщение результатов научных исследований, оценка полученной информации.

Промышленный дизайн - отрасль дизайна, область художественно-технической деятельности. Целью промышленного дизайна является: определение формальных качеств промышленных изделий, а именно их функциональных и внешних качеств.

Обычно разработка промышленного дизайна включает в себя следующие этапы:

  • Генерация идеи
  • Концептуальная проработка
  • Эскизирование
  • Трехмерное моделирование
  • Визуализация
  • Конструирование
  • Прототипирование

Самих промдизайнеров можно отнести к таким профессиям как: инженеры, механики и художники. Они не создают чертежи, не отвечают за работоспособность изобретений, они оптимизируют изобретения, пытаясь изобразить его более дорогим и красивым, чем оно является. Дизайнеры исследуют эскизы товаров, которые уже имеют успех на рынке, и по их образцу создают свой шедевр.

Профессия направлена на оптимизацию внешнего вида продукта. Искусство, технологии и маркетинг - три составляющих этой сферы деятельности. Для успешной реализации цели профессионал ищет качественные прототипы и анализирует уже готовые рыночные образцы. С помощью трехмерного моделирования он решает задачу соотношения внешнего вида и функционала отдельного товара. Специалист рассчитывает, каким образом можно снизить издержки и сделать изделие безопасным. Максимизацию эффективности деятельности промышленный дизайнер получает при использовании графических программ: 3D Studio Max, SolidWorks, solidThinking, Rhinoceros, Pro/Engineer, 3D CAiD, Solid Edge.

Личные качества

Гармоничное сочетание технической и художественной наклонностей оптимальны для промышленного дизайна. Специализация в индустриальной деятельности требует практического склада ума. Кроме того, дизайнер - эстет с идеальным чувством стиля. Обязательны развитый глазомер и точное цветоощущение. Дизайнер не художник, поэтому для результата более важную роль играет не вдохновение, а усидчивость.

Где учиться на данную профессию.

Поступление на дизайнера требует результатов ЕГЭ по Литературе, или . Также вариативность перечня увеличивается Математикой или Иностранным языком. В обязательном порядке абитуриент проходит творческое испытание, состоящее из двух частей: Рисунка и Композиции. Для подачи документов следует выбрать профиль «Промышленный дизайн».

На первых двух курсах студента обучают базовым Рисунку, Живописи, Композиции. С помощью нетривиальных заданий преподаватель учит студента мыслить оригинально и видеть вещи под иным углом. Параллельно учащиеся получают подготовку в пользовании профессиональным программным обеспечением. На последних курсах бакалавриата все специальные предметы будут изучаться более углубленно. Однако для освоения профессии в полном масштабе желательно увеличить срок обучения до шести лет.

Примеры университетов:

Плюсы и минусы профессии.

Карьера. Места трудоустройства.

Вакансии для промышленного дизайнера обычно размещены производственно-художественными мастерскими и дизайн-студиями. Также трудоустройство возможно на различных предприятиях города. Иногда дизайнеры становятся фрилансерами, а позже основывают собственные агентства. Данная профессия является достаточно востребованной на рынке фриланс услуг. К примеру, на фриланс бирже Пчёл.нет ежедневно добавляются десятки вакансий удаленной работы для промышленного дизайнера . Начальный уровень зарплат колеблется на уровне 20-30 тысяч рублей. Специалисты с опытом работы могут рассчитывать на увеличение базовой ставки до 55 тысяч рублей.

Смежные профессии.

Смежными специальностями являются и веб-дизайнеры.
Промышленный дизайнер - довольно редкий специалист в России. По причине высокого спроса на профессию, дизайнеры из других областей склонны менять специализацию. При большом желании и грамотном подходе к делу процесс не так сложен. Стоит изучить профессиональную литературу и освоить необходимое программное обеспечение.

Понятие промышленный дизайн является относительно новым, но уже успело завоевать свою популярность среди множества современных людей. Можно сказать, что это синтез науки и искусства, основное предназначение которого — улучшение внешних качеств предметов.

Интервью с Себастьяном Бергне поможет детальнее ознакомиться с особенностями промышленного дизайна и понять все тонкости этой сферы. Такое явление отличается неординарностью, которая и привлекает множество людей.

Сферы деятельности

Основная цель дизайна — изменение предметов, установок и объектов, которые были произведены в сфере промышленности. Такое решение благоприятно влияет на жизнь и комфорт, приносит настоящее эстетическое наслаждение.

Промышленные дизайнеры постоянно занимаются разработкой оригинальных и неповторимых вещей, которые также обладают и функциональными возможностями.

К основным странам-лидерам в этой сфере можно отнести:

  • Италию;
  • Францию;
  • Японию;
  • Голландию.

Промышленный дизайн занимается проектированием в сферах, которые производят технологическое оборудование, транспортные средства, и создают коммуникации.

В этот список можно включить архитектурные стили и разработку интерьеров. Медицинские установки также охвачены работой промышленного дизайна.

Люди, занимающиеся промышленном дизайном, отдают предпочтение натуральным и качественным материалам. Правильная форма предметов и точная геометрия — основополагающие факторы в создании проекта.

Дизайнеры превращают обычные и привычные предметы в оригинальные вещи, которые становятся уникальными товарами, единственными в своем роде.

Разработка проекта включает в себя следующие особенности:

  • в создании дизайна происходит опор на современные тенденции;
  • специалист должен учитывать удобство и безопасность при использовании предмета;
  • во время разработки необходимо помнить о соответствии желаниям покупателя;
  • нужно соблюдать принцип и концепцию компании.

Во время создания проекта, специалисты учитывают большое количество факторов. Предмет или система должны быть не только привлекательными и лаконичными по внешнему виду, но и обладать максимальной функциональностью.

Перед изготовлением объекта, дизайнеры создают 3D-модель, которая помогает обратить внимание на все преимущества и недостатки.

Промышленный дизайн от черновика до продукта смотрим в видео:



Читайте также: