Кухонный таймер. Подарок от Гика — делаем кухонный таймер Таймер для кухни электронный своими руками

Это мой третий проект на AVR: кухонный таймер. Аппаратная часть основана на микроконтроллере Atmel ATtiny2313 , питание от батареи 3.6V, для настройки используется вращающийся регулятор(энкодер) с кнопкой, три семисегментных светодиодных индикатора и пьезозуммер для сигнализации. Программное обеспечение использует некоторые более сложные функции контроллера AVR: прерывание таймера и глубокий режим пониженного энергопотребления. Корпус выполнен из дерева.

Схема очень проста. Светодиодные индикаторы в таймере имеют общий анод и с десятичной точкой расположенной слева. Сегменты подключаются через резисторы 200 Ом к выводам контроллера, а общие аноды через транзисторы. Значения резисторов R9-R11, возможно, потребуется корректировать для нормальной яркости дисплея, основанной на реально имеющихся образцах индикаторов и напряжения питания. Для точности отсчета времени в устройстве можно использовать внешний кварц на частоту 1МГц, который подключается к выводам XTAL1-2, но перед этим выставить соответствующую конфигурацию фьюз-битов.

ATtiny2313 припаян непосредственно на печатную плату поэтому я включил 6-контактный разъем для программирования. Зуммер я использовал "CPM 121", со встроенным генератором, который работает от 3-15V. Пъезоизлучатель потребляет примерно 3,5 мА,что лежит в пределах нагрузочной способности порта микроконтроллера.

Извлеките батарею перед подачей питания для программирование контроллера!

После включения питания начинается тест индикаторов и зуммера. Нажатие кнопки энкодера переводит прибор в спящий режим. При повторном нажатии кнопки таймер пробуждается и переходит в режим установки времени. Поворот налево увеличивает время, поворот направо уменьшает время. Максимальное время около 99 минут + 59 секунд. Минимальное время составляет 5 секунд. Установка времени меньше 0 секунд выключает таймер. Нажатие на кнопку запускает таймер. Первые и последние 5 секунд отсчета таймер мигая индикаторами показывает оставшееся время. По окончании отсчета включается зуммер определенное количество раз (чем больше установленное время, тем чаще) и засыпает. Нажатие кнопки во время работы таймера, показывает оставшееся время в течение 5 секунд.

Для сокращения размеров таймера я использовал одну литиевую батарею напряжением 3.6V размера АА. Корпус состоит из передней панели сделанной из 4 мм фанеры, стенки вырезаны из одной части деревянного бруска. Чтобы сделать точные вырезы для ручки энкодера, индикаторов и зуммера был сделан трафарет на бумаге.

Описание прошивок:

econom_timer_at tiny2313 - стандартная прошивка для трехразрядного индикатора с ОА и точками слева от цифр;

econom_timer_at tiny2313_FYT-3631BG-11 - для трехразрядного индикатора с ОА и точками справа от цифр;

economic_timer_ attiny2313_up10to1min - для трехразрядного индикатора с ОА и точками справа от цифр, при настройке времени свыше 10 минут, разрядность шага энкодера 1 минута;

econom_timer_attiny2313_E30561_OK+OUT - прошивка под индикатор E30561_OK, на выходе(PA0) на время отсчета лог. единица.

Обсуждение статьи на

Иногда требуется просто задать временной интервал, без особой микроскопической точности. Например, для приготовления пищи, где погрешность в несколько секунд за полчаса, час не играет важной роли. Исходя из этих соображений в качестве тактового генератора выбран внутренний RC-генератор. Стабильность которого зависит от температуры и изменения напряжения питания, поскольку микроконтроллер сохраняет свою работоспособность при напряжении 1,8-5,5 В. В качестве источника питания применил 3-х вольтовую батарейку (или 2 элемента по 1,5 В).

Ставилась задача максимально упростить конструкцию при минимуме внешних деталей и элементов управления и индикации (как можно проще). Программа написана на ассемблере в AVR Studio.

Для управления режимами таймера имеется пара кнопок. Первая "SET" для установки временного интервала, вторая "RESET" для сброса в любой момент если потребуется «переиграть» ситуацию и выставить другой временной интервал. А так же звуковой зуммер, в качестве звуковой индикации о состоянии таймера в разный период работы.

Таймер сделан с минимальным 5 минутным дискретным интервалом, таких интервалов можно набрать сколько угодно (до 255) если удерживать кнопку в нажатом состоянии.

Принципиальная схема кухонного таймера:

После отпускания кнопки начинается запуск таймера и обратный отсчёт, особенность таймера - звуковая индикация (глаза и руки не участвуют в контроле, а только слух), при установке «пикает» столько раз сколько нужно раз набрать 5-ти минутных интервалов. Например: нужен интервал 30 минут, значит надо нажать кнопку "SET" и удерживая её в нажатом состоянии, набрать «пиликаний» на 6 раз и отпустить кнопку. С момента отпускания кнопки "SET", зажигается светодиодный индикатор, свидетельствующий о том, что таймер запущен, и гаснет только по окончании всего цикла, также с момента запуска начинается обратный отсчёт, зуммер «пикает» по прошествии очередного дискретного 5-тиминутного интервала столько раз сколько их ещё осталось до завершения полного цикла таймера. А когда весь цикл пройден, в конце цикла звучит длительный «пиликающий» сигнал на протяжении около 10 секунд оповещающий о финале.

После этого, таймер переходит в режим ожидания перейдя по команде sleep в энергосберегающий режим Power down где потребляемый ток составит меньше микроампера в программе задействован, внутренний RC-генератор тактовая частота которого выбрана 128 / 8 кГц.


Для тех, кого интересует само устройство, и его функционал, см. последний абзац, опустив подробности.

Всё началось с горелых кастрюлек, почерневшей яичниц выкипевшего супа: этот список мог бы продолжаться долго, если бы однажды взрыв банки со сгущёнкой не прервал мой сладкий сон… спросонья подумалось, «нужно Что-то делать!». Это «Чтота» тут же было решено делать максимально юзабельным, т.к. истории известна масса примеров, когда устройство получались настолько совершенным, что его применение по назначению уже не представляется целесообразным. Конечно же меня тревожило, не покажется ли идея «запомнить что через 3 минуты нужно выключить пельмени» более рациональной, чем тискать хитрые комбинациях множества кнопок, а затем в ожидании готовности, дергаться в сомнениях, «а нажата ли кнопка старт??». Вывод стал очевиден, в устройстве должна быть кнопка, колёсико, индикатор, и НИЧЕГО лишнего!

Алгоритм работы, «нажать кнопку, крутнуть колесиком сколько нужно, как запищит, прибежать и выключить газ. В общем, концепт «юзабилити» показался таким соблазнительным, что отразился и на конструкции. Подумалось, зачем всё это, какие-то стабилитроны, подтяжки и конденсаторы на ресетах, ведь и так всё будет работать! Народная мудрость даже есть (чем проще, тем надёжней). Если кто-то с бОльшим уважением относится к правилам построения надёжной схемотехники, буду рад прикрепить сюда вариант вашей доработки платы. У меня же всё предельно просто, резисторы на индикатор подбирал амперметром, при 150 Омах течёт порядка 7 мА. ИК-светик подогнал на 3 мА, резистором 430Ом, фотоприёмник сдвоеный, сковырнутый из неживой мышки, подтянул на минус резисторами по 20 кОм (надёжно начинал срабатывать с 6-ти кОм, а на 100кОм я упёрся в предел своего магазина сопротивлений, т.е. по крайней мере в моём случае он свободно может быть +/-10кОм)). Динамик повесил через первый попавшийся транзистор, тут уже как-то за ногу побоялся, да и какая c ее громкость?! Вот и все радиодетали, разве что кварц 4MHz с конденсаторами по 15-20 пик забыл, микруха Attini2313 и два солевых мизинчика.
Сперва я думал сделать неудобный тумблер «вкл/выкл», чтобы обвязка (из которой только фотопара) не ела батарейки когда устройство выключено, но посчитав ноги, решил, что одну можно отжалеть на эти нужды — ток там мизерный, поэтому включил ее как питание, напрямую. Уходя в сон тинька выключает ВСЁ, через что он может убегать оставляя только подтяжку кнопки. Замерял тестером, при работе (без пищалки), устройство ест 7 -9 мА во сне, как и обещано даташитом (около 0.1мкА). Т.е. тестер даже не смог унюхать этого на нижнем пределе, это радует, батарейки скиснут раньше от саморазряда. Далее по списку, в алгоритме работы применил такую хитрость — поскольку время приготовления еды не нуждается в чётком старте, решил, что моментом начала отсчёта будет установка цифры колесом. Т.е. секунды обнуляется каждый раз, как потрогают колесико. Отсюда удобство пользования, например если проверив готовность пельменей вы решите что через 3 минуты они сварятся, а на таймере 5, то всего-то нужно прокрутить минус две цифры, и спокойно возвращаться к своим делам. Ног у тиньки было впритык, от лампочек — «индикация текущих режимов» пришлось отказаться, но сделал «тик-так»-звук на динамик (неожиданно получился очень правдоподобный звук маятника!). Когда писал программу, уже предполагал, что по завершению, выложу ее с исходником здесь, поэтому комментариев у меня там более чем достаточно для того, чтобы при желании разобраться (почти всё подписал!). В общем звуки, продолжительность которых существенна, вынесены в основной цикл (чтобы не мешать программам работающим по прерываниям, в частности динамической индикации и отсчёту времени). Целый регистр я отвёл под ноль, чтоб не писать лишнюю команду и под «флаги», и (у меня это уже вошло в привычку) в разных участках подпрограммы устанавливают или снимают битики в регистре «flajki», так другие подпрограммы узнают, как действовать, в соответствии с текущим состоянием программы. Например, в теле прерывания «TIM1_COMPA» я делаю «sbr flajki,0b00100000», а зацикленное тело программы содержит событие соответствующие этому флажку «sbrc flajki,5 rcall s4el4ek». Споткнувшись о ее, программа узнает что нужно щёлкнуть динамиком. Отсчёт времени организован «четвертьсекундами». В минуте их 240. Они там считаются, и обеспечивают этот красивый звук, «тик-так». Хитрый алгоритм, по которому работает колёсико фотопары оказался до смешного простым (до этого с ними я дела не имел). Один из выходов сдвоенного фотодиода вешается на прерывание «intt_1», и как только оно вызывается(появлением минуса на ноге), проверяется состояние второго выхода. Если там ноль, значит «тень» пришла с одной стороны, если один, значит с другой. Инкриминировать или декриминировать счётчик решается на основании этого. Потом в теле функции прерывания обнуляется «четвертьсекундовый» отсчёт, и вызывается подпрограмка которая разрешает прерывание «TIM1_COMPA(четвертьсекундовый отсчёт)». Процессорного времени в избытке, поэтому всё это проделывается каждый раз при провороте колеса, не задумываясь о том, включено ли уже это прерывание. Кнопка вкл/выкл немножко капризничала, поэтому пришлось со всех сторон обвешать её паузами от дребезга, и контролем отпускания, в результате получилась красивая фишечка (надпись «OF» , высвечивающаяся при выключении). Уходя в сон, как выяснилось, необходимо выполнить команду «sei», разрешив прерывания (в принципе это и логично). Ещё я там намудрил, заставив, выходя из сна перенаправлять программу на «Reset» (это был так сказать «выбор пути наименьшего сопротивления». Меня стали терзать сомнения, что же окажется в буфере обмена, когда из тела функции программу бросает в ее же саму, что окажется в буфере и как действовать когда выкручусь. В общем, мысль просто перезапустить программу на фоне этих хитросплетений показалась просто идеальной и не сколечко не повредила функционалу, даже память «RE» не сбрасывается!
Ну вот, вроде идея «сделать идеально простой кухонный таймер» воплощена, как это обычно и бывает, «когда задача показалась слишком простой, хочется ее усложнить». Первым же делом захотелось пристроить лишнюю ногу (PB7). Подумалось, что если сделать из нее простой выход 1/0, и через разъёмчик пустить сигнал на нехитрое внешнее устройство «размыкатель цепи», то получится ВДВОЙНЕ полезная вещь! Скажем, поставить аккумы на зарядку (а то я как раз накануне слегка поджарил комплект, забыв своевременно снять с зарядки). Индикатор у меня 7-ми сегментный, а ног в порту B — 8. С тем, в каких участках программы расставить sbi-cbi вопросов не возникло, но динамическая индикация выводит сразу байт в (portB). Тут вспомнилась замечательная пара команд, «bst и bld» Получилось очень красиво.
Затем, из-за того, что процедура кнопки оказалась такой удобной (помните, при нажатии ее на экране горит надпись «OF», буквально парой новых строк, и дублированием кусочка кода (с косметическими правками), был приделан наворот — если ее прижать и держать, то с промежутком в секунду на экране высвечиваются надписи «OF», и «RE». Если отпустить, когда там будет «RE», то загрузится последнее накрученное колесиком значение и включится обратный отсчёт (скажем, варится у вас горох, вы не знаете когда он приготовится и решили посматривать — как он там, через каждые 5 минут. Нужно просто придавить кнопку и ждать пока не высветится надпись «RE», после чего отпустить кнопку.
«Аппетит приходит во время еды». Следующим наворотом стал «СE»-кундомер. Ну, в самом деле, все функции готовы, что там делов, настроить ещё один дубликат, чтобы счёт шел в обратном направлении. Подумано — приделано. Сделал это аккуратненько, в «память последнего значения для «RE»-старта записывается КАЖДАЯ четвертьсекунда. Скажем, проявляете вы фотографии, запустили-выключили секундомер как положено, убедились что время подобрано хорошо (например 27 секунд (секунды он не покажет, только минуты, но то что это именно такой промежуток времени, будет помнить чётко, с точностью до четвертьсекунды)). Как и в классическом секундомере, кнопка в этом режиме действует, как старт-стоп попеременно не обнуляя значения. Чтобы обнулить секундомер, придётся или снова выбрать его через меню » *OF* *RE* *SE*», или выключить-включить «Чтота». Так же была приделана блокировка колесика по переходу в режим «RE» из «SE»-кундомера, а то случайно задев его потеряются выставленные секунды. Чтоб колёсико снова заработало, нужно сделать «выкл-вкл».
Приделывая и тестируя режим секундомера, наткнулся на один косяк — отсчёт до нуля выставленного колесом значения подразумевает, что как только на экране появляется 0, сработает сигнал, а если на секундомере прошло всего несколько секунд, и на экране всё так же горит 0 минут, то обратный отсчёт УЖЕ будет нулевым, и следовательно состояние, при котором должен сработать сигнал, так и не наступит. Счётчик провалится на 99 минут, а если натикало минута + несколько сек, то посчитав секунды, наступит состояние «0», и целая минута как бы пропадёт в никуда (сперва долго тупил над этой логической загадкой, потом понял, объяснения этому нет, остаётся править руками) Как выкручивался из этой ситуёвины, описал в коментах.
Когда всё было закончено, захотелось встроить в «Чтота» изюминку. Что как не мелодия способно преобразить микрушку? Для этого я обратился за помощью к форумчанам. Огромное спасибо откликнувшимся. Мой выбор пал на гимн СССР, сделанный на ШИМ-е из статьи этого же сайта. Пошаманив немного, не с первой и не третьей попытки код удалось адаптировать под своё устройство (в который раз вспомнилась народная мудрость, «проще сделать самому, чем исправить под себя чужое», но, в конце концов я это сделал).
Подготовил этот релиз с мыслью, что устройство уже и так гораздо более функционально, чем задумывалось, а мне снова хочется приделать навороты. Делать, конечно, хорошо, но когда-то нужно и начинать пользоваться! Если кто решит сделать себе «Чтота», не поленитесь припаять микруху на колодке. Сейчас, наверное, я займусь созданием прошивки «Чтота v. 1.1»
Ожидается пополнение функционала режимом «ЧС»-[Часы].[десятки минут] — (в старшем разряде часы выставляются, а в младшем десятки минут) для случаев, когда требуется поставить таймер на длительное время (например зарядка аккумуляторов на несколько часов), и маленькая фишечка *НC*-(Нет Сирены). Чтобы устройство по завершению тайминга самостоятельно выключалось (когда нет возможности проконтролировать завершение работы таймера).

Последний абзац.
Таймер имеет экран, кнопку и колёсико. После включения кнопкой, на экране высвечивается *0*. Колёсиком выставляется время тайминга (прокрутка зациклена и можно выставлять от нуля в минус, 0 — 99 — 98 — 97—). Отсчёт начинается автоматически при выставлении каждого нового значения, и всегда стартует с 59 секунд. Во время отсчёта, звучит «тик-так-тик-так» похожий на звук маятника По завершению отсчёта звучит гимн СССР, после чего,: пи:пи:пи:(до тех пор, пока его не выключат). Однократное простое нажатие на кнопку выключает устройство. Если прижать и удерживать, то на экране попеременно с промежутком в секунду загораются надписи — «OF» «RE*» «CE». Это названия режимов. Чтобы выбрать один из них, нужно отпустить кнопку, пака надпись на экране.
«OF» — Выключить.
«RE» — Повторный запуск отсчёта. Из памяти загружается последнее выставленное колёсиком/секундомером значение (в процессе отсчёта колёсико по-прежнему активно, и позволяет вносить изменения!). Память для повтора не сбрасывается после выкл-вкл.
«CE» — Секундомер. В этом режиме простое нажатие кнопки запускает — останавливает секундомер, колесико заблокировано, переход в любой другой режим (а так же выключение) осуществляется так же длительным нажатием клавиши — «OF» «RE» «CE». Выбор «OF» выключит. Выбор «RE» запустит повторный отсчёт суммарного времени, которое насчитал секундомер (колесико будет заблокировано!). Выбор «CE» обнулит значение секундомера.
Я использовал поверхностный монтаж (я предпочитаю подогнуть ножки у микрухи, и поставить на контакты, даже если она DIP), оптопара вынесена (на платке контакты для припаивания проводов), резисторы сделал для каждого сегмента (на схеме изображено иначе, там для каждого символа один общий резистор).
Включенные фьюзы: CKSEL0, CKSEL1, SUT1, CKDIV8. ШИТЬ КОНТРОЛЛЕР ОТДЕЛЬНО, платка рассчитана на 3 вольта!

У бабушки моего сына скоро будет день рождения. Так как я его увлёк микроконтроллерами, то пришла идея подарить какой-то прибор, естественно, на микроконтроллере и сделанный своими руками. Как и все бабушки, наша бабушка не является продвинутым пользователем всяких устройств, и в принципе у нее ничего особенного из электроники нет. Так что, можно сделать любой, не очень сложный прибор.

Когда мы приезжаем к ней в гости, нас всегда встречает богатый стол, с большим количеством блюд. Поэтому, мы сразу решили делать прибор, полезный на кухне. Вместе мы часто играем в различные настольные игры - лото, различные игры с кубиком. Значит, наш прибор должен и тут помогать.

Подумав немного, сын решил делать продвинутый кухонный таймер . Я ему немного помог со схемой. Основные функции нашего подарка:

  • Режим таймера до 3 часов
  • Режим секундомера
  • Громкий сигнал
  • Компактный размер
  • «Вечные» батарейки - аккумуляторы, зарядка как у телефона, по micro usb
  • Ну и конечно игры - кубик (случайное число от 1 до 6), лото, бомба (очень веселая игра)

Подбираем компоненты

В качестве индикатора, мы выбрали светодиодный трех-разрядный индикатор с общим анодом - у него всего 11 выводов, очень удобно. Купить не сложно, и в принципе, довольно экономично в энергопотреблении (но конечно не LCD).

Микроконтроллер - STM8S003F3P6 - с ним мы уже работали, так что все знакомо. ST-link уже есть.

Микросхема заряда и вся обвязка у МК, как у велокомпьютера .

В качестве пищалки, очень компактная и громкая пищалка HC0903A

Аккумулятор - LIR2032. Всего 45 mAh, но этого хватит на 40 часов непрерывной работы таймера. От кварцевого резонатора решили отказаться (нужны выводы), особенная точность нам не нужна, ну и у STM8 довольно точный внутренний генератор. Микросхема заряда - TP4056.

Управление - 2 тактовые кнопки. Прибор все время находится в спящем режиме, потребление меньше 5 мкА, спать может долго. Плату защиты для аккумулятора делать не стали, особенно не нужна. У МК нижний предел 3В, так что сильно не просядет. При включении идет музыка, включается индикатор (бросок тока), и если аккумулятор севший, то МК перегрузится и перейдем в спящий режим, что является сигналом к зарядке. Заряжается он током 100 мА около 40 минут, что в принципе очень быстро. Схему и программу можно скачать на github, ссылка в конце.

Корпус сын решил делать сам из монтажного короба 40 х 16 мм. Раскрасил акрилововыми красками, в качестве стекла вырезали кусок из DVD диска. Получилось очень симпатично.

Трассировку платы сын делал сам в Kicad. Расположение компонент придумал он же. Кнопки по бокам от индикатора, пищалка внизу, аккумулятор на ней. Все вошло плотно, ничего ни куда не болтается. Плата двухсторонняя. Делали из одностороннего стеклотекстолита толщиной 0.8мм с помощью метода холодного переноса тонера. Две половинки платы соединили и зафиксировали перемычками. Из разъемов - micro usb, питание и программирование.

Программа

Данный индикатор имеет общий анод, соответственно выводить в один момент времени можно только один разряд. Для вывода одновременно трёх разрядов необходима динамическая индикация.

Программно это делается очень просто. Задействуется таймер, и через равные интервалы времени, с большой частотой, например каждые 300 мкс, будем выводить по одному разряду по кругу - 1-2-3-1-2-3. Нам будет казать что цифры светятся одновременно, как в кино. Если дополнительно добавить еще пустые разряды, то можно управлять яркостью. То есть, будет такая схема вывода информации - 1-2-3-пусто-пусто-пусто-пусто-1-2-3-пусто-пусто… Управление яркостью нужна для того, чтобы снизить энергопотребление. Таким образом, например без применения яркости, один разряд потребляет 24 мА, а с применением можно сократить до 1-2 мА. При этом цифры все еще четко и далеко видно. Сын поигрался с частотой, яркостью, когда все перестало мерцать, ему понравилось. Оказалось, программировать такой типа индикатора довольно легко и удобно.
Второй сложный момент - это придумать простой, как говорится, интуитивно понятный интерфейс, когда у нас 3 разряда индикатора и 2 кнопки. Но я считаю, ему это удалось.

Придумали с кнопками так:

  • Правая кнопка - долгое нажатие, смена режимов, их три - Таймер, Секундомер, Игры
  • Правая кнопка - одиночное нажатие, смена подрежима. У таймера - это выбор предустановленных времен, у секундомера - выбор обычного секундомера и с подтверждением, у игры - соотв. Различные игры
  • Левая кнопка - одиночное нажатие - старт/стоп или ход в игре, долгое нажатие - режим настройки, программирования
С индикатором так:
  • Когда выбран таймер - то сразу выводится некое число из предустановленных настроек (Например 5,15,30 минут), их можно перепрограммировать, хранятся в ПЗУ
  • Когда выбран секундомер - то 000
  • Когда игры - L - лото, 6 - бомба, С - кубик.
  • На индикатор цифры выводятся хитро, так как разряда только три, то выводим максимальное число значащих элементов. Например, таймер - 200 минут 30сек - то выводим 200., если таймер 10мин 15с, то выводим 10.1, если 1 минута 25с, то 1.25. При этом чтобы понимать, что таймер или секундомер запущен, точка мигает в такт секундам.
  • Когда секундомер остановлен, например на 10 мин 25с то показываем попеременно 10. и.25, раз в секунду, чтобы видеть и секунды тоже.
Программа оказалась не такой простой, сын писал ее почти 3 недели в школьное время, с небольшой моей помощью. Очень много условий, разные флажки - старт, стоп, работа с памятью и т. д. Но результатом он был очень доволен.

Испытания

Первые испытания прошли в школе. Вместо кубика, гадание на оценках. Гадал весь класс. Потом бомба - супер игра. Прибор загадывает случайное время от 5 до 20секунд и начинает тикать каждую секунду. Вы его передаёте по кругу. Когда таймер дойдёт до нуля - сигнал взрыва. Тот, у кого в руках прибор, проиграл.

Первые испытания секундомера и таймера прошли на ура. Засекали разное время, сверяли с точными часами, ошибка 1-2 секунды на час. Отрабатывали звук сигнала.

Вручение подарка

Наступил день рождения. Бабушка быстро прошла обучение и была очень рада. Все вместе испытали Лото, полностью автоматизированное. Каждые 5 секунд прибор пищит и выдает новое число, из оставшихся в мешке. Играют все, водит прибор! Кто не успел тот опоздал.

Итоги

Итак, прибор получился просто отличный. Практика программирования очень интересная. Если вам тоже интересны микроконтроллеры, то можете сделать себе (или в подарок) такой же и попрограммировать. Вы обязательно научитесь:
  • делать платы
  • паять smd компоненты
  • программировать STM8
  • работать с аккумуляторами
  • обрабатывать кнопки
  • издавать различные звуки
  • работать с таймерами и обрабатывать временные события
  • бороться с энергопотреблением
На github выложена схема и плата в формате Kicad. Выложен начальный проект для STM8, там самое сложное - динамическая индикация, инициализация микроконтроллера, сложная обработка кнопок - короткое, двойное, долгое нажатие. Остальную программу предлагаю написать самостоятельно, это ведь так интересно!

Как выбрать часы для кухни и какие типы существуют?

К любому стилю кухонного интерьера можно подобрать часы, которые будут гармонично его дополнять Часы – важнейший аксессуар, без которого сложно представить себе современный дом. В каком бы стиле не был оформлен интерьер, всегда можно подобрать такие часы, которые идеально впишутся в него и подчеркнут его особенности. На кухне часы должны быть обязательно – ведь при готовке всегда важно следить за временем. И здесь вовсе не помогут мобильники и прочие современные девайсы. Ведь иногда глянуть, сколько времени надо быстро, а руки могут быть при этом заняты готовкой или просто быть грязными. Как выбрать часы для кухни?

Предназначение и виды кухонных часов

У часов на кухне много ролей:

  • показывают точное время;
  • выполняют роль таймера для готовки;
  • украшают интерьер.

Видов часов для кухни огромное множество – это и классические модели, и оригинальные, и прикольные шутливые вещицы. Но при обилии разнообразных моделей на кухне применяют достаточно ограниченное количество видов часов. Здесь будут вряд ли уместны грандиозные напольные часы, для которых на кухне вряд ли найдется место. Зато хорошо подойдут всевозможные настенные часы, таймеры, настольные варианты.


Настенные часы minimal "Time" идеально впишутся в стиль лофт, минимализм или Hi-Tech


Кухонные часы могут быть характерным предметом интерьера
У кухонных часов может быть самое разное предназначение

Где разместить часы

Где на кухне разместить часы? Здесь важно удобство в первую очередь. Кухонные часы должны находиться в том месте, куда сразу же можно попасть взглядом при работе. Либо же для того, чтобы посмотреть, сколько времени, надо слегка развернуться. Как правило, часы вешают на стену, расположенную в районе рабочей зоны или же обеденной зоны. Это могут быть оригинальные или классические настенные часы в разном стиле.


Вопрос места размещения часов для каждой кухни индивидуален

Важно: С одной стороны, часы при готовке очень важны и их тянет разместить возле плиты. С другой стороны, на них тогда будет оседать жир и копоть, что не добавляет красоты часам. В этом случае можно либо закрыть часы для кухни стеклом, либо разместить в этом месте таймер.

Если кухня небольшая, то достаточно всего одних часов. Их можно разместить на стене, объединяющей рабочую и обеденную зону. Тогда часы будет видно отовсюду и всем. Если кухня большая, то уместно иметь на ней несколько часов. В этом случае можно выбрать настенные и настольные часы. Настольные часы можно поставить на рабочей зоне, на острове или же на барной стойке.

Настенные часы в кухню

Настенные часы – наиболее популярный вид часов на кухне. Практическая их функция показывать время. Но на самом деле не менее важна их декоративная роль на кухне. Они становятся подчас одним из самых заметных и ярких элементов интерьера. Настенные часы могут как придавать интерьеру законченность и гармонию, так и окончательно его разрушать, если выполнены в ином стиле, чем вся остальная комната.


Практическая функция настенных кухонных часов не менее важна, чем их декоративная роль
Выбирая настенные часы для кухни, важно учитывать общую стилистику данного помещения

При выборе часов важно определиться с их стилем. Если комната выполнена в классическом стиле, то и часы должны быть строгими, классическими. Если же вокруг царит модерн, то приветствуется богатый декор, обилие орнамента и оригинальные формы. В кухнях хай-тек весьма импозантно будут выглядеть часы с минимумом декоративных элементов, строгих, лаконичных форм. Очень оригинальные часы — с прозрачным циферблатом, создающие иллюзию стрелок на стене. Либо, напротив, часы ассиметричной формы с едва заметными стрелками и без цифр.


Неформальной задачей настенных кухонных часов является поднятие настроения перед рабочим днем

Для кухонь часто выбирают веселые, прикольные модели часов. И это неудивительно – далеко не каждый способен утром чувствовать себя бодрым и свежим, собираясь на работу. И настенные часы призваны поднять настроение перед уходом на работу. Прикольные часы могут быть разных форм и цветов – в виде всевозможных смешных персонажей, героев мультфильмов. Стрелки могут быть вилки и ложки. Кстати, этот прием – использование вилки и ложки на кухне часто применяется. И это могут быть не только стрелки. Можно заменить на гарнитуре ручки и выбрать прикольные модели в виде ложки и вилки. А затем повесить часы, где вилки и ложки изображают стрелки. Получится законченный стиль комнаты.

Оригинальные настенные часы для кухни (видео)

Делаем своими руками

Кстати такие часы можно сделать самостоятельно. Для этого подойдут самые обычные пластиковые одноразовые вилки и ложки, пластиковая крышка от банки, клей и краски акриловые.


Из одноразовой пластиковой посуды и старого часового механизма можно сделать оригинальные часы

В этом случае вилки с ложками являются циферблатом, а не стрелками. На пластиковую крышку по кругу закрепляют вилочки, ложки, ножи. Потом все это покрывается краской.

Важно: лучше всего использовать краску в аэрозольном баллончике. Тогда она ложится ровно и получается очень красиво и не кустарно. Можно приобрести креативные краски-спреи для декоративных работ. С их помощью можно создавать настоящие дизайнерские вещи.

После того, как краска высохнет, крепится часовой механизм со стрелками, которые можно взять от старых часов.

Оригинальные креативные часы тоже поднимают настроение. Настенные часики в виде яичницы, с поварятами и кошками с бегающими глазами не оставляют равнодушными практически никого. Если же хочется креатива, но не хочется китча, то можно выбрать часы, в которых циферблат составлен из зерен кофе и прочих круп.

Кухонные часы «вилки-ложки» своими руками (видео)

Часы в стиле прованс

Особого внимания достойны часы в стиле прованс. По большому счету стиль прованс является вариацией народного стиля. Для прованса характерны натуральные материалы, пастельные тона, обилие света, некоторая показная простота. Главное – прованс основан на лементах декора. Обилие керамической посуды в сине-белой гамме, открытые полочки, шторы и скатерти с цветочным рисунком, мебель, разрисованная в мелкий цветочек и полосочку.

Часы в стиле прованс обязательно должны быть круглыми, подчеркнуто простой формы. Они могут быть разрисованы в мелкий рисунок или иметь искусственную состаренность. Часы в стиле прованс не должны быть яркими и бросаться в глаза – они должны органично вплетаться в интерьер.

Настенные часы в стиле прованс гармонично впишутся в интерьер любой кухни

Как правильно выбрать часы

Конечно же, в первую очередь часы выбирают в том же стиле, что и декор всей кухни. Иначе комната будет выглядеть безвкусной. Но при выборе часов учитывают не только, в каком они стиле сделаны.

Чтобы кухня выглядела органично, обратите внимание на следующие моменты:

  • Часы должны по цвету сочетаться с цветовым решением интерьера. Они либо выполняются в цветах-компаньонах или же, напротив, в контрастном цвете к основному цвету стен.


Расцветка часов должна сочетаться с цветовой палитрой всего интерьера Материал, из которого выполнены часы, должен быть практичным


Для небольшой кухни приемлем маленький циферблат, либо полное его отсутствие
Кухонные часы следует выбирать в стиле, соответствующем стилистике вашей кухни

  • Размер часов выбирается исходя из размеров кухни. В маленькой кухне размеры циферблата должны быть тоже небольшими – крайне нелепо будет выглядеть в кухне размером 7 метров «вокзальные» часы с диаметром до 50 -100 см. Точно также в больших кухнях настенные часы маленьких размеров могут вовсе потеряться на стене.
  • Материал, из которых сделаны часы на кухню, должен быть гигиеничным и выдерживать влажную уборку. Так как кухня – место, где постоянно идет приготовление пищи, попадание на предметы быта жирной гари более, чем вероятно. Поэтому часы придется протирать чаще, чем в гостиной. И использовать при этом моющие средства. Для кухни более подходящими материалами являются пластик, металл, стекло.

Часы таймер для кухни

Часы таймер – просто необходимая вещь для кухни. И даже, если сначала кажется, что без них можно спокойно обойтись, но как только на кухне появляется таймер, им начинают весьма активно пользоваться.

В настоящий момент продаются:

  • механический таймер;
  • электронный кухонный таймер.

Электронный таймер очень похож на электронные настольные часы. Работать он может на батарейках или от сети.

Плюсы электронного таймера:

  • компактность – благодаря его небольшим размерам такой таймер можно переносить из комнаты в комнату, даже носить с собой в кармане. В этом случае всегда можно точно знать, сколько еще осталось готовиться блюду;
  • высокая точность работы – таймер отсчитывает время вплоть до секунды;
  • эстетичный внешний вид.


Электронные часы-таймер для кухни очень компактны и точны в работе

К недостаткам электронных таймеров относится то, что надо менять батарейки. И иногда он перестает работать из-за того, что это забыли вовремя сделать.

Механический таймер часто встроен в плиту. Существует модель механического таймера, который можно переносить и устанавливать на стол.

Плюсы у механического таймера есть и неоспоримые:

  • он крайне прост в работе;
  • не ломается;
  • долгий срок службы;
  • не нужно тратиться на покупку батарей.

Несмотря на свою простоту, механический таймер может украшать кухню — производители стараются придавать таймерам эстетичный внешний вид.

Принцип работы таймера прост – внутри прибора имеется пружина, которая заводится ручкой и начинает постепенно раскручиваться, отсчитывая этим время. По прошествии заданного времени, таймер издает сигнал.

Существуют встраиваемые таймеры. Они встраиваются в бытовую технику – мультиварку, микроволновую печь, плиту. У встроенного таймера только один недостаток – его нельзя переносить.


Механический кухонный таймер более долговечен, чем электронный
Таймер механического типа очень легок и прост в использовании

Производители стараются привлечь внимание к своим товарам и создают весьма оригинальные таймеры, которые могут нести разные функции. К примеру, существуют таймеры-термометры. Такие таймеры имеют датчик на спице. Спицу погружают в блюдо и выставляют определенную температуру, при которой блюдо считается готовым. По достижении этой температуры таймер дает сигнал. С помощью такого таймера можно не бояться пережарить мясо или рыбу.

Таймер яйцо можно погружать в воду вместе с настоящими куриными яйцами. Он будет издавать сигнал, как только яйца доварятся. Есть даже таймер, который одновременно сообщает о готовности спагетти и о предполагаемом количестве порций.

По характеру крепления таймеры бывают:

  • настенные;
  • настольные;
  • закрепляемые на вертикальной стене при помощи присоски.

Особенно важно, из какого материала изготовлен таймер. Так как кухня – место, где имеются агрессивные среды, то таймер должен быть устойчив к влаге и к влажной уборке. Кроме того, таймер часто берут грязными руками. Его поверхности поэтому должны быть из такого материала, который не пострадал бы от этого. Самый лучший материал – нержавеющая сталь и пластик.

Но так как таймеры становятся еще и элементом интерьера, важно, чтобы они соответствовали общему стилю. Для кухонь в стиле хай тек подходят электронные модели с большим жидкокристаллическим табло, а для классических интерьеров и интерьеров в стиле прованс – механические модели в виде овощей и фруктов.

Оригинальные часы для кухни своими руками (видео)

Заключение

Какие бы часы не были выбраны, они всегда будут помогать следить за временем. И, конечно же, украшать собой кухню!



Читайте также: