Ее удивительные свойства. Удивительные свойства обычной воды

Цель урока: познакомиться с удивительными свойствами воды.

Задачи урока:

1. На основе строения молекул воды, познакомиться с её свойствами.

2. Исследовать свойства воды, доказать её уникальность.

3. Сформировать понятие о воде, как о бесценном даре.

План урока.

  1. Вступительное слово учителя. Мир нерукотворный.
  2. Просмотр фрагмента фильма “Великая тайна воды”.
  3. Строение молекул воды и её свойства.
  4. Работа в группах.
  5. Презентация музыкальных впечатлений воды.
  6. Ещё одна загадка – крещенская вода.
  7. Экология воды.
  8. Выводы. Почему воду нужно беречь?
  9. Домашнее задание.

Вступление.

Итак, мы посмотрели отрывок фильма. Какие свойства воды вам показались удивительными, что вы записали в своих тетрадях?

Предполагаемые ответы учеников:

  1. Молекула маленькая.
  2. Три агрегатных состояния: твердое, жидкое и газообразное.
  3. Плотность льда меньше, чем у воды (расширяется при минусовой температуре).
  4. Высокое поверхностное натяжение;
  5. Вода – мощный растворитель;
  6. Создает огромное давление (поднимается наверх по сосудам растений).

Учитель: Молодцы ребята, вы очень внимательны! А теперь давайте подробнее разберемся с перечисленными свойствами. Сейчас вам предстоит работа в группах. Каждая группа получит карточки с заданиями. Ознакомьтесь с их содержанием. Ответьте на предложенные вопросы или запишите пропущенные слова. Время, отведенное на работу с карточками - 3 минуты. Ребята делятся на 6 групп и по предложенным вопросам составляют план ответа. Выводом в каждой группе служит определение одного из удивительных свойств воды. Карточки для групп: (смотри приложение 2 .)

В конце урока в тетрадях, должна быть запись:

Вода – это маленькая молекула, которая имеет крайне специфические свойства:

  1. Вода при нормальных условиях – жидкость, т.к. её молекулы полярны и соединены водородными связями, т.е. образуют крупные ассоциаты.
  2. Плотность в кристаллах льда при 4°С уменьшается, поэтому лед плавает на поверхности (жизнь подо льдом продолжается).
  3. Вода мощный растворитель, терморегулятор.
  4. У воды высокое поверхностное натяжение.
  5. Вода обладает подвижностью (замерзание, испарение и плавление); вода циркулирует (круговорот воды в природе). Вода принимает форму сосуда.
  6. Вода может подниматься наверх по сосудам растений, создавая большое атмосферное давление, перенося минеральные вещества.

Выполняя задания в карточках, ученики должны сделать выводы, и назвать одно из удивительных свойств воды (каждая группа). Учитель корректирует ответы и рассказывает о тех понятиях, которые дополнят ответы ребят, знакомя их с новыми для них понятиями.

Учитель: Каков состав молекулы воды?

Ученик: Молекула воды состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода.

Учитель: Какой тип химической связи между атомами в молекуле воды?

Ученик: Между атомами О-Н связь ковалентная полярная.

Учитель: Какова молярная масса воды?

Ученик: Молярная масса воды равна 18 г/моль.

Учитель: молярная масса воздуха равна 29 г/моль – это более, чем в 1,5 раз больше чем масса воды, так почему же вода не газ? Давайте разберемся.

Учитель: Молекула воды имеет вид равнобедренного треугольника, вершины которого несут частичные заряды О δ- и Н δ+ .

Строение молекулы воды.

Возникает как у магнита два полюса – положительный и отрицательный. Поэтому молекулу воды изображают как диполь.

Диполи могут притягиваться друг к другу и образовывать ассоциаты (объединения), которые по массе становятся в тысячи раз больше, чем масса одной молекулы воды. Поэтому вода – не газ, а жидкость. Молекулы воды соединяются друг с другом посредством водородных связей. Водородная связь - это химическая связь, соединяющая разные молекулы. Она возникает между атомом водорода одной молекулы воды и атомом кислорода другой молекулы воды. Такая связь гораздо слабее всех других видов химических связей.

Вода может находиться в трех агрегатных состояниях – жидком, твердом и газообразном.

Температура кипения воды 100°С, плавления – 0°С. Это тоже аномально высокие значения. Учёные объясняют такой факт тем, что молекулы воды способны соединяться в агрегаты с помощью водородных связей. На разрыв, которых, и затрачивается большое количество тепловой энергии при нагревании.

При нагревании расстояние между молекулами воды увеличивается, водородные связи между ними разрушаются и поэтому вода превращается в газ, или водяной пар.

1. При охлаждении расстояние между молекулами уменьшается, при t = 0 ° С вода превращается в твердые кристаллы. Одним из удивительных свойств воды является то, что при t = 4 ° С плотность в кристаллах льда уменьшается и благодаря этому свойству, вода в озерах не промерзает до дна, сохраняя жизнь подо льдом.

2. Благодаря этой же способности (меньшей плотности льда, чем у холодной воды) образовавшиеся айсберги плавают на поверхности.

3. Вода является мощным растворителем. В природе не существует абсолютно чистой воды. Абсолютно чистая вода – это дистиллированная вода, её ещё называют мертвой водой. В природной воде всегда растворены различные соли. Проникая во все слои Земли, вода растворяет минералы, находящиеся в ней. Вода способна растворить и твердые вещества и жидкие и газообразные. Вода играет огромную роль и в различных процессах жизнедеятельности живого организма, т.к. именно в водных растворах происходит взаимодействие между веществами. Вода ускоряет многие процессы в организме, а также является мощнейшим терморегулятором.

В планетарном смысле вода также играет огромную роль. Её теплоемкость не дает нашей планете сильно остыть или перегреться, т.к. вода очень медленно остывает и очень медленно нагревается. Благодаря этой способности воды регулируется климат на нашей планете.

4. Еще одним из удивительных свойств воды является высокое поверхностное натяжение. Поверхностное натяжение является одним из важных параметров воды. Оно определяет силу сцепления между молекулами воды, а также форму поверхности жидкости. Например, из-за сил поверхностного натяжения формируется капля.

Поверхностное натяжение чистой воды больше, чем у любой другой жидкости. У абсолютно чистой воды поверхностное натяжение таково, что по ней можно было бы кататься на коньках. Из-за наличия примесей величина поверхностного натяжения воды резко снижается.

5. Одним из основных свойств воды является её подвижность, обусловленная быстрой сменой формы, влекущей постоянное замерзание, испарение и плавление.

Нужно отметить, что вода бывает подземная, наземная и воздушная. Эти формы воды не существуют отдельно друг от друга. Вода постоянно циркулирует между этими тремя пунктами. Эта циркуляция называется круговоротом воды в природе.

Удивительным свойством воды является и то, что вода способна подниматься наверх по сосудам растений, перенося с собой растворенные в ней минеральные (неорганические) вещества. Вода способна создавать огромное давление в несколько сотен атмосфер, благодаря этому свойству нежный росток с легкостью пробивает асфальт.

Вода - вещество необычное. Нет на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует другого такого же вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий и аномалий, сколько в её свойствах.

Есть ещё одно удивительное свойство у воды. Об этом удивительном свойстве вам расскажет С. (опережающее задание).

В тетрадях появляются ещё два свойства воды – это:

  1. Вода обладает памятью.
  2. Удивительная загадка – Крещенская вода.

На доске учитель закрепляет на магниты карточки с выводами, которые делают ученики. (Приложение 4 .)

Учитель: Можем ли мы сказать, что вода – это бесценный дар?

Ученик: да, потому что…

Учитель: Человек может быть творцом, когда он строит красивые здания, архитектурные сооружения. Он может развернуть русла рек, произвести запуск ракеты в космос и т.д. Но создать небо, море, горы, воду ему неподвластно, разум человека не дошел до такого уровня. У воды тоже есть ТВОРЕЦ. У православного человека Творец – это Бог.

“Сознание предшествует воплощению идей. Бог великий архитектор”. Д.С. Лихачёв (1906–1999), историк, культуролог.

Учитель: Ребята, ещё одно сообщение об экологии воды для вас приготовила М. Давайте посмотрим её презентацию. (Презентация 4 . Экология воды.)

Учитель: На нашей планете много воды. Но в быту мы используем только пресную воду. Много ли пресной воды на планете?

Почти 70% поверхности нашей планеты занято океанами и морями. Из общего количества воды на Земле, равного 1 млрд. 386 млн. кубических километров, 1 млрд. 338 млн. кубических километров приходится на долю солёных вод Мирового океана, и только 35 млн. кубических километров приходится на долю пресных вод. На каждого жителя Земли приблизительно приходится 0,33 кубических километров морской воды и 0,008 кубических километров пресной воды. Но трудность в том, что подавляющая часть пресной воды на Земле находится в таком состоянии, которое делает её труднодоступной для человека. Почти 70% пресных вод заключено в ледниковых покровах полярных стран и в горных ледниках, 30% - в водоносных слоях под землёй, а в руслах всех рек содержатся одновременно всего лишь 0,006% пресных вод.

Учитель: Так много или мало воды на Земле?

Ученик: Очень мало! Большая часть воды солёная, а человеку с каждым днем всё больше требуется пресной воды. Человечеству угрожает кризис из-за загрязнения воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить её из-за рубежа. Воду надо беречь!

Подведем итоги урока. Почему вода уникальна? Зачем беречь воду?

Домашнее задание.

Подготовьте сообщение о том, как очищают воду перед тем, как она попадает к нам в кран. Нарисуйте схему водоочистительной станции.

Проектная деятельность учащихся на уроках по окружающему миру

Беляева Ольга Александровна

В настоящее время преподавание в школе должно соответствовать требованиям ФГОС второго поколения. Это предполагает использование разнообразных новых методов и приемов работы. Один из них это - проектная деятельность учащихся. Данная деятельность используется как в старшей, так и в начальной школе. Проектная деятельность может использоваться и в урочное время, и во внеурочной работе. Создание проектов - это увлекательная, но трудоемкая работа, которая предполагает постановку целей, выдвижение гипотезы, доказательство или исследование и выводы.

Проект « Необычные свойства воды» разработан по теме « Вода» 3 класс УМК « Школа 21 00. В данном проекте учащиеся рассматривали те свойства воды, которые не описываются в учебнике. При работе над проектом в течении нескольких месяцев учащиеся класса доказывали необычные свойства воды, проводя различные опыты, изучая дополнительную литературу. Данный проект дети с успехом защитили на школьной научной конференции.

Необычные свойства воды

Тема: Необычные свойства воды.

Обоснование выбора темы. С водой мы сталкиваемся ежедневно и она занимает важнейшее место в жизни всего живого. С одной стороны- нет ничего более простого и доступного на планете, как вода, с другой - более загадочного и уникального.

Гипотеза - предположим, что вода обладает уникальными свойствами.

Объект- вода.

Цель исследования - доказать, что вода необычное вещество.

Задачи исследования:

  • проанализировать литературу и информацию в Интернете по данной проблеме;
  • провести наблюдения за основными состояниями воды, её физическими свойствами;
  • определить и выделить удивительные свойства воды;
  • провести эксперименты, доказывающие её уникальность;
  • понаблюдать, как человек использует необычные свойства воды;
  • сделать выводы.

Методы исследования: анализ, наблюдение, эксперимент(опыт).

Введение

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты просто необходима для жизни, ты есть сама жизнь. Ты величайшее в мире богатство, но и самое непрочное. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного. Ты божество, которое так легко спугнуть» .

(французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери).

Что такое вода? Разве она только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю нашу планету - это вода. В нём миллионы лет назад зародилась жизнь. Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это ведь тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые покровы, застилающие почти половину планеты, - и это вода. Без неё не возможна жизнь и деятельность человека. Вода- наиболее распространенное, доступное и дешевое вещество. Она и дорога, и среда обитания животных, и «добытчик» электрического тока, и «транспортное средство» питательных веществ к клеткам растений и животных. И наконец, без неё не обойтись в быту. Вода- это чудо природы. (приложение рис.1)

Нынешняя наука, с легкостью рассуждает о галактиках и черных дырах, но не всегда может пояснить, как «работает» элементарная вода.

В своей исследовательской работе мы собрали информацию о воде из разных источников- из книг, научно- популярных фильмов и Инетернета. Проанализировали её и выделили свойства воды, которые придают ей уникальность.

1 глава

Основные физические свойства воды

Мы провели наблюдения и доказали, что объект нашего исследования уникален по сравнению с другими веществами на Земле. Не одно вещество не может «похвастаться» таким количеством свойств, которые делают его незаменимым в нашей жизни. Выделим некоторые из них:

  • не имеет запаха, вкуса и формы;
  • текучее;
  • прозрачное и бесцветное;
  • растворяет другие вещества. (приложение рис. 2)

Единственное вещество на планете, которое может находится в 3х состояниях:

  • жидком- вода;
  • твердом- лед;
  • газообразном- пар; (приложение рис. 3)

Ученым известно, что тело человека почти на 2/3 состоит из воды.

Человек может прожить без воды не более восьми дней, а в пустыне смертельное обезвоживание организма наступает уже через сутки. Потеря 6-8% воды от общего веса тела приводит к обмороку. Потеря же 25% жидкости смертельна для человека. Учеными подсчитано, что для того чтобы себя хорошо чувствовать, взрослому жителю умеренных широт необходимо выпивать от двух до трёх литров воды в сутки, а человеку, живущему в пустыне - семь с половиной литров. Можно рассчитать необходимое количество воды для себя. Это 40 граммов на килограмм массы тела. Т.е. если участник проекта Рита весит 30 кг, то ей нужно выпить 1,2 литра в день, а участник Рома -40кг соответственно - 1,6 литра в день. Если не придерживаться этих норм, то снижается работоспособность, появляется усталость.

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара

Из воды состоит 4/5 растения.

Докажем, что вода находится в растениях. Для этого проведем опыт.

Опыт №1.

Выделим из свежей древесины воду. Мы поместим кусочек в сухую банку, закроем крышкой и поставим на горячую батарею.

Результат: при нагревании на стенках банки образовались мелкие капельки воды. (приложение рис. 4)

Вывод : вода содержится в растениях .

Докажем, что вода «нужна всем».

Опыт №2.

Возьмём две фасолины, одну положим на сухую ватку, другую на мокрую.

Результат: через 3 дня на мокрой ватке у фасоли появился росток, а на сухой фасоль засохла. (приложение рис. 5)

Вывод: вода необходима для начала и продолжения жизни.

Мы рассмотрели основные физические свойства воды, всем известные. Но есть и удивительные. Мы их используем в повседневной жизни, не замечая их уникальность. Эти свойства и представляют для нашего проекта наибольший интерес.

2 глава

Удивительные свойства воды

  • Хотите получить награду в 1 тысячу фунтов стерлингов от Британского Королевского химического общества? Надо всего лишь объяснить с научной точки зрения, почему в некоторых случаях горячая вода замерзает быстрее, чем холодная!

Еще в древности Аристотель обращал внимание на это. В средние века ученые пытались объяснить данный феномен. Затем об этом неудобном факте забыли. И только в 1968 году «вспомнили» благодаря школьнику Эрасто Мпембе из далекой от всякой науки Танзании, который случайно заметил этот факт.

Проведем эсперимент и понаблюдаем за горячей и холодной водой в морозильной камере.

Опыт № 3.

В ячейки для льда нальём теплую воду 35 ° С и поставим в морозильную камеру, засечем время превращения воды в лёд.

Тоже самое проделаем с холодной водой-0,5 ° С.

Результат: тёплая вода превратилась в лед через 20 минут;

холодная вода превратилась в лед через 25 минут;

Для опыта необходима вода пределенной температуры.

Вывод: горячая вода замерзает быстрее, чем холодная при определенных условиях. (приложение рис. 6)

Производители мороженого и бармены используют этот эффект в своей повседневной работе, но никто в действительности не знает, почему это работает.

  • В ходе работы над проектом мы обратили внимание, что вода может перемещаться самостоятельно.

Опыт №4.

Возьмем 3 стакана, в два из них нальём воду. Третий оставим пустым и к нему перекинем «мостики» из бумажных салфеток.

Результат : вода по «мостикам» « перешла» в пустой стакан, уровень воды в 3х стаканах стал почти одинаковый.

Вывод :вода может подниматься вверх без посторонней помощи. (приложение рис. 7)

Это удивительное свойство помогает растениям получать влагу из почвы и перемещать от корней по стеблям к листьям. Зная такую способность воды, можно домашние растения надолго оставлять без полива. Для этого необходимо сделать нехитрое устройство. (приложение рис. 8)

  • Мы задумались, а какая вода быстрее будет подниматься вверх?

Опыт №5.

Возьмет 2 стакана: №1- с теплой водой и №2 -с холодной водой;

две полоски картона, один конец которых окрашен в разные цвета маркерами;

опустим концы полосок картона в стаканы;

Результат : краски маркера на полоске в тёплой воде поднялись вверх быстрее и выше, чем в холодной. (приложение рис. 9)

Вывод : теплая вода поднимается вверх быстрее холодной.

Теперь нам понятно почему растения нужно поливать теплой водой. Не потому что от холодной они могут «простудиться» и «заболеть», а потому что теплая вода доставит необходимые питательные вещества из почвы и живительную влагу быстрее.

  • Когда мы любуемся рыбками в аквариуме, они всегда кажутся нам больше, чем есть на самом деле. Выясним почему?

Опыт №6.

В один прозрачный стакан нальём воду, другой оставим пустым. Поставим игрушечную фигурку сначала за пустой, затем за наполненный водой.

Результат: за пустым стаканом размеры фигурки не изменились, а за стаканом с водой значительно увеличились. (приложение рис.10)

Вывод : вода зрительно увеличивает предметы .

  • В холодное время года наши квартиры теплые благодаря паровому отоплению. А почему именно вода в батареях?

Опыт №7.

Поставим металлический ковшик на плиту.Через 10 секунд его нельзя взять в руки-он раскален. В этот же ковшик нальем стакан воды и поставим на плиту. Доводим до кипения, на это нужно уже больше времени. Переливаем горячую воду из ковша в стакан с ложкой.

Результат: Через десять минут ковш остыл, а стакан нельзя взять в руки. Вода нагрела ложку и стенки стакана.(приложение рис.11)

Вывод : У воды есть свойство долго удерживать тепло. Оно и самое доступное текучее вещество. Поэтому именно вода в наших батареях.

  • Всем известно, что зимой необходимо поддерживать паровое отопление. Иначе вода остынет, замерзнет и батареи лопнут.

Опыт № 8.

Возмём бутылку, нальём воду и поместим её в морозильную камеру холодильника.

Результат: вода замерзла и расширилась, её объём увеличился и бутылка треснула.(приложение рис.12)

Вывод :

1 . вода при низких температурах превращается в лед;

2. вода при замерзании расширяется.

  • Многие ученые, изучающие воду, утверждают, что она способна менять свою структуру под воздействием любой информации. Даже эмоции человека оказывают сильное влияние на воду.

Опыт №9.

Возьмем три горшка, поместим их в одинаковые условия и посадим фасоль. Возьмем 3 банки с одинаковой водой. Каждой горшок поливаем «своей» водой. Поливая фасоль, будем передавать воде информацию разного характера:

№1 -добрые, хвалебные слова, петь песни, читать стихи;

№2- молчим;

№3- ругаем воду;

Результат: росток фасоли пророс в горшке

№1- на 3-й день,

№2- на 4-й день,

№3- на 5-й день.

Вывод: вода способна накапливать, передавать информацию другим объектам, состоящим из воды.

(приложение рис. 13)

Объект нашего исследования кажется будничным и естественным только на первый взгляд. Опытным путем мы убедились в необычности многих его свойств. Эти свойства- подарок всему живому на Земле.

ВЫВОДЫ:

В таблице представлены удивительные свойства воды, которые мы доказали опытами.

Таблица № 1.

Свойства воды.

содержится в растениях

необходима для начала и продолжения жизни

горячая замерзает быстрее, чем холодная при определенных условиях

может подниматься вверх без посторонней помощи

теплая поднимается вверх быстрее холодной

вода зрительно увеличивает предметы

долго сохраняет тепло

расширяется при замерзании

может менять свои свойства под воздействием информации

Список литературы и источников.

  1. «Тайная жизнь воды» ЭмотоМасару.
  2. «Тайны воды» Олег Арсенов.
  3. Журнал «GEO.
  4. «Наука и жизнь».Электронное издание. http://www.nkj.ru/
  5. «Знание-сила»-научно-популярный журнал http://www.znanie-sila.ru/

«Необычные свойства воды»

«Вода. Новое измерение» http://www.youtube.com/watch?v=u4y1mNHW8is

Основы современного понимания физико-химических свойств воды заложили около 200 лет назад Генри Кавендиш и Антуан Лавуазье, обнаружившие, что вода – это не простой химический элемент, как считали средневековые алхимики, а соединение кислорода и водорода в определенном отношении. (см. рис. 3)


Собственно и название свое водород (hydrogene ) – рождающий воду – получил только после этого открытия, и вода приобрела современное химическое обозначение, известное теперь каждому школьнику, – H2O.

2.1. Вода эталон для измерения температуры, массы, количества тепла и высоты

Шведский физик Андерс Цельсий , (см. рис. 4) член Стокгольмской академии наук, создал в 1742 году стоградусную шкалу термометра, которой в настоящее время пользуются почти повсеместно. Точка кипения воды обозначена 100° , а точка таяния льда 0°. (см. рис. 5)

При разработке метрической системы, установленной по декрету французского революционного правительства в 1793 году взамен различных старинных мер, вода была использована для создания основной меры массы (веса) – килограмма и грамма: 1 грамм, как известно, это вес 1 кубического сантиметра (миллилитра) чистой воды при температуре её наибольшей плотности + 40С. Следовательно, 1 килограмм – это вес 1 литра (1000 кубических сантиметров) или 1 кубического дециметра воды: а 1 тонна (1000 килограммов) – это вес 1 кубического метра воды. (см. рис. 6)

Вода используется и для измерения количества тепла. Одна калория – это количество тепла, нужное для нагревания 1 грамма воды с 14, 5° до 15,50 С. (см. рис. 7)

Все высоты и глубины на земном шаре отсчитываются от уровня моря. (см. рис. 8)

2.2 Три состояния воды

Несмотря на многовековую историю изучения, простейший химический состав и исключительную важность для жизни на Земле, природа воды таит в себе много загадок. Только воду мы можем увидеть сразу в трёх её состояниях. (см. рис. 9) Когда ударят сильные морозы можно наблюдать, как над поверхностью воды озера или реки поднимается пар, а у берега уже образовалась корочка льда.

Весьма редкое свойство воды проявляется при ее превращении из жидкого состояния в твердое. Этот переход связан с увеличением объема, а следовательно, с уменьшением плотности. Затвердевая, вода становится менее плотной - поэтому лед плавает, а не тонет. Лед тем самым защищает лежащие ниже слои воды от дальнейшего охлаждения и замерзания.

Кроме того установлено, что наибольшей плотностью вода обладает при температуре +4°C. При охлаждении воды в водоеме более тяжелые верхние слои тонут, в результате чего происходит хорошее перемешивание теплой, более легкой глубинной воды с поверхностной.

Поэтому водоёмы не промерзают до дна и жизнь в воде продолжается. Уникальные свойства воды проявляются и при нагреве. Чрезвычайно высока ее теплота парообразования. Например, чтобы испарить 1 грамм воды, нагретой до 100 °С, требуется в 6 раз больше тепла, чем для нагрева того же количества воды от 0 до 80 °С.

2.3 «Сверхохлажденная» вода

Все знают, что вода всегда превращается в лед при охлаждении ее до нуля градусов по Цельсию…за исключением тех случаев, когда этого не происходит! «Сверхохлаждение » – это склонность воды оставаться жидкой, даже будучи охлажденной до температуры ниже точки замерзания.

Это явление становится возможным благодаря тому, что окружающая среда не содержит центров или ядер кристаллизации, которые могли бы спровоцировать образование кристаллов льда. Именно поэтому вода остается в жидкой форме, даже будучи охлажденной до температуры ниже нуля градусов по Цельсию.

Когда процесс кристаллизации запускается, можно наблюдать, как «сверхохлажденная » вода в одно мгновение превращается в лед. Но при любых обстоятельствах при температуре -38 °C самая сверхохлажденная вода внезапно превратится в лед.

А что же произойдет при дальнейшем понижении температуры? При -120 °C лед становится тягучим, как патока, а при -135 °C и ниже он превращается в «стеклянную » или «стекловидную » воду – твердое вещество с отсутствием кристаллов.

2.4 «Эффект Мпемба »

В 1963 году ученик старших классов Эрасто Б. Мпемба (см. рис. 10) заметил, что горячая вода застывает в морозильной камере быстрее, чем холодная. Учитель физики, с которым юноша поделился открытием, поднял его на смех.

К счастью, ученик оказался настырным и убедил учителя провести эксперимент, который и подтвердил его правоту. Теперь феномен горячей воды, замерзающей быстрее холодной, носит название «эффект Мпемба ». Ученые так до конца и не понимают природу этого явления.

2.5 Изменение свойств льда при воздействии давлением

Ещё одно интересное свойство воды: увеличение давления приводит к плавлению льда. Это можно наблюдать на практике, например скольжение коньков на льду. Площадь лезвия конька невелика, поэтому давление на единицу площади большое и лед под коньком подплавляется.

Интересно, что если над водой создать высокое давление и затем ее охладить до замерзания, то образующийся лед в условиях повышенного давления плавится не при 0°C, а при более высокой температуре. Так, лед , полученный при замерзании воды, которая находится под давлением 20000 атм., в обычных условиях плавится только при 80°C.

Кроме того вода практически не сжимается, этим определяется объём и упругость клеток и тканей. Так, именно гидростатический скелет поддерживает форму у круглых червей и медуз.

2.6 Теплоемкость воды

Под удельной теплоемкостью понимается то количество теплоты, которое может нагреть 1 г массы вещества на 1 °. Это количество теплоты измеряется калориями. Вода воспринимает при 14-15° большее количество теплоты, чем другие вещества; например, количество тепла, необходимое для нагрева 1 кг воды на 1°, может нагреть на 1° 8 кг железа или 33 кг ртути.

Вода обладает огромной теплоемкостью и не случайно именно она используется в качестве теплоносителя в системах отопления. По этой же причине воду используют и в качестве отличного охладителя.

Большая теплоемкость воды защищает ткани организмов от быстрого и сильного повышения температуры. Многие организмы охлаждаются, испаряя воду.

2.7 Теплопроводность воды

Под теплопроводностьюпонимается способность различных тел проводить теплоту во все стороны от точки приложения нагретого предмета. У воды очень большая теплопроводность и это обеспечивает равномерное распределение тепла по организму человека и теплокровных животных.

2.8 Поверхностное натяжение воды


Одним из очень важных свойств воды является поверхностное натяжение. Оно определяет силу сцепления между молекулами воды, а также геометрическую форму её поверхности. Например, из-за сил поверхностного натяжения в разных случаях формируется капля, лужица, струя и т.д.

Существуют целые виды насекомых, которые передвигаются по глади воды именно благодаря поверхностному натяжению. Наиболее известны водомерки, которые опираются на воду кончиками лап. Сама же лапка покрыта водоотталкивающим налетом. Поверхностный слой воды прогибается под давлением лапки, но за счет силы поверхностного натяжения водомерка остается на поверхности.

К вызываемым поверхностным натяжением эффектам мы настолько привыкли, что не замечаем их, если не развлекаемся пусканием мыльных пузырей. Однако в природе и нашей жизни они играют немалую роль.

Необычно высокое поверхностное натяжение воды обусловило ее хорошую способность смачивать поверхности твердых тел и проявлять капиллярные свойства, что дает ей способность подниматься вверх по порам и трещинам пород и материалов вопреки земному притяжению. Именно это свойство воды обеспечивает движение растворов питательных веществ из корня в стебель, листья, цветы и плоды растений.

2.9 Вода универсальный растворитель

Мы смотрим на горный источник и думаем: «Вот по-настоящему чистая вода! » Однако это не так: идеально чистой воды в природе не бывает. Дело в том, что вода является практически универсальным растворителем.

В ней растворены: азот, кислород, аргон, углекислый газ – и другие примеси, находящиеся в воздухе. Особенно ярко свойства растворителя проявляются в морской воде. Принято считать, что в водах Мирового океана могут быть растворены практически все элементы таблицы периодической системы элементов, в том числе редкие и радиоактивные.

Больше всего в ней содержится натрия, хлора, серы, магния, калия, кальция, углерода, брома, бора и стронция.Одного только золота растворено в Мировом океане по 3 кг на каждого жителя Земли!

Различают гидрофобные (от греческогогидрос – влажный и фобос – страх) вещества, плохо растворимые в воде, такие как каучук, жиры и тому подобное. А также, гидрофильные (от греческого филиа – дружба, склонность) вещества, те которые хорошо растворяются в воде, такие как щелочи, соли и кислоты.

Наличие жира не позволяет человеческому организму раствориться в воде, так как клетки организма имеют специальные мембраны, содержащие определенные жировые компоненты, благодаря этому вода не только не растворяет наше тело, но и способствует его жизнедеятельности.

Многие современные ученые и мыслители давно пришли к мысли о том, что окружающее нас пространство - единый живой организм, со своими свойствами и законами, которые еще далеко не полностью открыты человечеству. Огромное количество научных открытий, совершенных только за последнее столетие, все больше убеждает нас в этом.

Сегодня экологи всего мира бьют тревогу: наша цивилизация в опасности. Природные ресурсы беспощадно истощаются, естественные условия обитания всего живого меняются на глазах, количество угроз существованию жизни на Земле неуклонно увеличивается. Ведь даже такая простая вещь как обычная питьевая вода вполне может в обозримом будущем стать дороже нефти, уже сейчас термины "водоочистка" и "водоподготовка" на слуху не только у специалистов.

Мы столько лет бездумно транжирили наши водные ресурсы, сливали в водоемы отходы промышленных производств и сельского хозяйства, отравляли бытовыми стоками все вокруг, что обычная чистая вода теперь продается в бутылках, а та, что течет по городским водопроводам, нуждается в фильтрации.

Предварительная водоочистка сегодня - неотъемлемый этап всех производств, продукция которых изготавливается с применением обычной воды. Целые научные организации работают над созданием новых, более совершенных систем водоподготовки и очистки сточных вод.

А между тем, в природе нет более загадочного вещества, чем вода. И пока одни специалисты усовершенствуют методы водоочистки, другие открывают все новые и новые особенности этой так широко распространенной на планете жидкости, которая существует вопреки многим законам физики.

Даже школьники знают, что при охлаждении ниже +4 °С вода не сжимается, а расширяется. Все тела в твердом состоянии тяжелее, чем в жидком, а вода - легче. Газы, смешиваясь друг с другом, не образуют жидкостей, а кислород и водород дают нам воду.

Независимо от прохождения через системы водоочистки, любой объем воды представляет собой одну гигантскую молекулу. Вода запоминает все, что происходило и разносит информацию не только по клетке, но и по всему организму. У воды даже имеется собственная энергетика и "генетическая память". Вы только представьте, как и любое другое воздействие, вода помнит и водоочистку и водоподготовку.

Очень интересны опыты с водой, которыми занимается японский исследователь Масару Эмото. Ученый не искал новых методов водоподготовки, он экспериментальным путем доказал, что если заморозить два образца воды, то кристаллы всегда будут отличаться друг от друга, а их форма отражает информацию о воздействиях, которые были на нее оказаны.

В процессе исследований Эмото изучал образцы воды из источников всего мира. В лабораторных условиях на воду воздействовали электромагнитным излучением от телевизора и мобильного телефона, звуками музыки и различными изображениями. На воду направляли свои мысли и молитвы группы людей, вода подвергалась воздействию устной речи на разных языках. Все изменения, происходящие в структуре воды, фиксировались на пленку.

При обработке результатов опытов было установлено, что вода реагирует на мысли и эмоции окружающих. Из дистиллированной воды получали кристаллы обычной шестиугольной формы. Потом было заметно, как они меняют свое строение в процессе накопления позитивной информации и разрушаются под воздействием негативной.

Оказывается, что вода, как высоквалифицированный шифровальщик, кодирует получаемую информацию. А мы пока не можем ее расшифровать. Доподлинно известно то, что информация воспринимается и отражается водой в виде геометрической структуры кристаллов, являющихся ее образами.

Вольфганг Людвиг доказал, что даже после полной очистки воды от тяжелых металлов, нитратов, бактерий путем двойной дистилляции, информация об этих веществах сохраняется в виде электромагнитных колебаний. То есть, водоочистка освобождает воду от вредных примесей, а информацию об их прошлом существовании все равно можно прочитать.



Читайте также: